12:59

Плавучий маяк «Ирбенский»: скоро открытие

  1. Новости
Плавучий маяк «Ирбенский»: скоро открытие - Новости Калининграда

Как спасают и готовят к открытию для посетителей последний построенный в мире обитаемый плавучий маяк, какой статус он получил, когда можно будет подняться на борт уникального судна и какое желание стоит загадать в гостях у маяка, — читайте в нашем материале.

Вечерние огни на Преголе

Все, кто вышел на позднюю вечернюю прогулку по набережной маршала Баграмяна в Калининграде 28 июля, могли наблюдать необычное зрелище: огни на двухъярусном мосту пришли в движение, средний  пролёт моста поднялся, чтобы пропустить по дороге-реке небольшое судно, водолазный бот ФГУП «Морспасслужбы». Судно направлялось к борту плавучего маяка «Ирбенский», ошвартованного на набережной исторического флота Музея Мирового океана. На маяке начались уникальные работы:  исследование и очистка корпуса судна прямо у музейного причала, на месте стоянки.  Это ещё один шаг к открытию для посетителей последнего построенного в мире обитаемого плавучего маяка, спасённого Музеем Мирового океана при участии средств бюджета и при поддержке партнёров.  Заметный издалека, привлекающий внимание своей яркой рыжей кормой «Ирбенский» готовится открыть борт для гостей и рассказать об одной из самых романтических профессий — работе маячников, несущих спасительный свет сквозь непогоду и туман — и об истории маячного дела. 

Стал единственным, неповторимым и чуть не погиб

В Калининград маяк «Ирбенский» пришёл в ночь на 30 июня 2017 года, чтобы встать в строй кораблей исторического флота и нести новую вахту — культурную, музейную. Десять лет до этого момента он не выходил в открытое море, и были опасения, что уникальное судно пойдёт на металлолом. Новую жизнь подарили «Ирбенскому» сотрудники музея и друзья, меценаты и спонсоры, в первую очередь — благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ», который выделил средства не только на буксировку судна из Кронштадта в Калининград, но и на реставрацию некоторых его помещений. «Ирбенский» — последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире. Длина судна — 43,4 м, водоизмещение в полном грузу — 672 т. Конструкция вобрала в себя весь накопленный опыт строительства и эксплуатации светящих судов. Особое внимание уделено автономности, безопасности и комфорту службы на судне, которому суждено было проводить по 8–9 месяцев на холодной и капризной Балтике, на значительном удалении от берега и порта. В дождь и туман маяк помогал тем, кто в непогоду искал укрытия у спокойных берегов и путь к родному причалу. 24 года службы «Ирбенского» на банке «Михайловский» прошли относительно спокойно. Но значительные происшествия всё-таки были: в ноябре 1969 году маяк сорвало с якорей ураганом, а в январе 1983 года обломалась кормовая мачта. С постройкой в 1985 году стационарного маяка «Ирбенский» на гидротехническом основании потребность в плавучем маяке отпала. Новой позицией для плавучего маяка, переименованного в «Вентспилсский», стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс. Однако за две навигации с 1989 по 1991 год плавмаяк оказался четырежды сорван с якоря и был заменён приёмным буем ледового класса. В 1994 году из уже независимой Латвии маяк эвакуировали на базу флота в Балтийск и далее в Санкт-Петербург. Там плавучий маяк «Ирбенский» прослужил гидрографическому ведомству флота ещё 15 лет. В 2008 году из жизни ушёл капитан «Ирбенского», а следом жизнь остановилась и на борту маяка. «Ирбенский» сам чуть не стал историей — был выведен из состава флота и оказался на аукционе в качестве лома чёрного металла. Тогда же началась «борьба за живучесть» уникального судна: от имени фонда «Маячный» писались письма в высокие инстанции, была создана информационная площадка в Сети, появился интерес среди журналистов, последовала серия телесюжетов.

Новая вахта

Внимание общественности спасло судно от распила «на иголки», но впереди было главное: поиск «Ирбенскому» новых хозяев, которые имели бы мужество и терпение добиться сохранения последнего в стране плавучего маяка. 

«В 2010 году мы впервые услышали о плавмаяке "Ирбенском" на Международной научно-практической конференции "Морское наследие России". Мэр Ломоносова рассказал, что маяк находится у них в заброшенном состоянии. Тогда Кронштадт, как город морской славы, заявил, что хочет взять его себе. Прошло пять лет, но вопрос так и не был решён: не нашлось места у причала ни в Санкт-Петербурге, ни в Ломоносове, ни в Кронштадте. Все понимали, что судно находится в таком состоянии, что его скоро вообще нельзя будет восстановить. У него уже был на тот момент крен, образовались течи, дыры», — вспоминает генеральный директор Музея Мирового океана, заместитель председателя Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Светлана Сивкова.

После нескольких лет переписки, благодаря активной позиции комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве России, удалось, наконец, определиться с дальнейшей судьбой судна. Новой семьёй для «Ирбенского» стал Музей Мирового океана, имеющий большой опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге. Находившийся практически «при смерти» маяк прошёл доковый ремонт в Кронштадтском морском заводе. 

Затем пришла очередь возрождать и приводить в порядок помещения маяка: отремонтировали каюты, ходовую рубку, радиорубку, камбуз, кают-компанию. Музейщики старались сделать так, чтобы каждый поднимающийся на борт обитаемого плавучего маяка мог почувствовать себя членом дружной команды, услышать «голос» маяка, который способен достучаться до тех, кто на воде, в небе и даже под водой, и узнать больше об интереснейшей истории «святынь морей». С развитием технологий уходят в прошлое и профессии, в частности профессия маячника, и именно поэтому так важно сохранять для потомков страницы истории русского мореходства, защищая достижения инженерной мысли от забвения.  

Маяк — объект культурного наследия

Совсем недавно плавучий маяк «Ирбенский», переданный Музею Мирового океана, был включён в список выявленных объектов культурного наследия. Важная веха в истории маяка совпала с завершением ремонта трюма и создания там, в пространстве ниже ватерлинии, экспозиционно-выставочных помещений. В рамках программы приграничного сотрудничества с Литвой трюмы, находившиеся когда-то в ужасающем состоянии, превратились в залы, где разместилась коллекция художественных работ, представляющих маяки стран Балтийского моря. Дополняют экспозицию полотна, выполненные в голографической технике. На них изображены суда-участники проекта: плавучий маяк «Ирбенский» и судно «Дубингяй» Морского музея Литвы, а также бригантина «Меридианас». Ранее по проекту были проведены ремонтные работы судовых систем «Ирбенского», теперь оформлены выставочные пространства. Также в рамках проекта «Адаптация морского наследия для продвижения культуры и культурного взаимодействия с целью развития туризма» создадут голографический фильм, который будет демонстрироваться в музейных залах.

Каждую ночь над Преголей на набережной Музея Мирового океана зажигаются огни на кораблях исторического флота, в том числе и свет маячной линзы на мачте «Ирбенского».  Музей Мирового океана вместе со всеми ждёт окончания работ, завершения оформления документов судна для приёма гостей, чтобы пригласить всех на борт обновлённого маяка. 

Кстати, с плавучим маяком связана весьма интересная музейная примета. Чтобы стать истинным главой семьи, следует подняться на маяк «Ирбенский» и обнять мачту! Конечно, только после открытия объекта для посетителей. До встречи в Музее Мирового океана

Партнёрский материал