COVID-19 действительно принес как минимум перемены, а как максимум технологическую революцию и новые открытия.
Активные процессы трансформации происходят и в сфере мобильной связи. Во-первых, пандемия ускорила цифровизацию: многие офисы перешли на работу онлайн. А также многие компании вывели в онлайн процессы обслуживания, которые раньше оказывали только в офисе или салоне.
Все изменилось и для клиентов. Телефон уже не просто средство связи, но и целый операционный центр, с помощью которого люди работают, делают покупки в магазинах, совершают банковские операции, посещают музеи и виртуальные экскурсии по городам, смотрят онлайн спектакли или концерты.
Для обеспечения всех этих задач, безусловно, понадобилось больше мобильного интернета, мобильный трафик вырос вместе с нагрузкой на сеть.
Во втором квартале 2020 года в Калининградской области его объем увеличился на 60%, рассказывает директор регионального филиала Tele2 Максим Замахин. С одной стороны, в апреле-июне люди перестали покупать новые SIM-карты и подключений было меньше. С другой стороны, клиенты более рационально и эффективно выбирали пакеты услуг.
Еще один новый тренд: во время ужесточения ограничений и перевода сотрудников на удаленный режим работы происходит географическое перераспределение абонентов — они мигрируют из городов на периферию.
«Пока люди ходят на работу, они нужны в городах. Как только их переводят на удаленку, они начинают думать, зачем мне снимать квартиру, скажем, в дорогом Калининграде, если я могу сэкономить на аренде и работать из дома в родном Светлогорске. Люди уезжали за город, уезжали в другие регионы, таким образом, трафик в центре Калининграда снизился, на периферии резко возрос. И это для нас был профессиональный вызов, потому что приходилось действовать очень быстро, расширять емкость сети на базовых станциях в новых локациях, чтобы этот трафик обслужить», — говорит Замахин.
Тенденция перераспределения мобильного трафика наблюдалась в большинстве российских регионов, в этом смысле Калининградская область не стала исключением.
«Мы увидели миграцию наших абонентов из Калининграда в область, всплеск был в Гурьевском городском округе и во многих других. По области рост трафика составил в районе 30%, а в самом Калининграде он немного снизился. Эти миграционные процессы стали заметны уже в начале апреля. В первую неделю мы увидели рост трафика, который можно сравнить с трафиком в новогодние праздники. С этими нагрузками мы справились в кратчайшие сроки», — продолжает руководитель филиала.
Потребность в звонках и SMS сохраняется на прежнем уровне, а роль скоростного мобильного интернета растет стремительно, во время ограничений это особенно ощутимо, констатируют в филиале.
Поэтому оператор модернизирует сеть, отдавая приоритет технологии 4G. В октябре Tele2 в Калининграде перевел свои базовые станции на более широкую полосу передачи данных. Этот процесс называется рефарминг. Средняя скорость мобильного интернета в результате выросла на 30%, поэтому даже при возросшей нагрузке на сеть клиенты чувствуют себя в цифровой среде комфортно.
В первую очередь оператор усилил техническую базу во всех прибрежных районах области. И очень вовремя, потому что с июня по август потребление мобильного интернета абонентами Tele2 на пляжах Калининградской области выросло сразу на 54%. По данным калининградского филиала, третье место по объему трафика занял Светлогорск, второе — Балтийск, а первое — Зеленоградск, где пользователи скачали и отправили объем данных, сопоставимый с объемом, например, 100 000 фильмов в формате HD. А максимальный рост трафика мобильного интернета — 70% — в 2020 году по сравнению с 2019 годом был отмечен в Пионерском городском округе.
«Сейчас мы максимально расширяем зону покрытия и увеличиваем скорость, чтобы при любых обстоятельствах наши клиенты могли не просто оставаться на связи, а работать, учиться и общаться онлайн», — говорит Максим Замахин.
Он считает, что главным вызовом ближайшего будущего станет перспектива стабильного роста трафика мобильного интернета. Сегодня Tele2 системно модернизирует мобильную сеть. В общей сложности в развитие сети в Калининградской области уже инвестировано 830 млн рублей.
Материал подготовлен совместно с редакцией РБК Калининград