Современному педагогу приходится быть быстрее гугла, чтобы успевать за школьниками XXI века. Об этом рассказали полуфиналистки Всероссийского конкурса "Учитель будущего", преподавательницы начальных классов из гурьевской гимназии Оксана Шкиль, Галина Кравчук и Александра Левкович. Педагоги ответили на вопросы "Клопс" о работе в современной школе и перспективах своей профессии в эпоху гаджетов и цифровых технологий.
Стаж работы у каждой из вас более двадцати лет, при этом вы очень молодо выглядите. Как вам это удаётся?
Галина Кравчук:
"Школа — это настоящий источник молодости. Мы учимся у детей радоваться простым вещам. Когда входишь в класс, забываешь обо всех проблемах, и это позволяет сохранить молодость”.
Говорят, что дети сейчас не боятся учителей и отличаются более независимым мышлением. Это правда?
Оксана Шкиль:
“Современный ребёнок — это сложный ребёнок. Школьник может задать неудобный вопрос, свободно высказать своё мнение. Мы имеем дело с так называемым поколением Z, и наладить с ним отношения удаётся ценой неимоверных усилий. Вот этот конкурс как раз и направлен на то, чтобы мы пообщались с коллегами, обменялись опытом”.
Александра Левкович:
“Школьник сейчас стал иметь своё слово, а учитель не вправе отрицать и давить авторитетом. Что в такой ситуации делать? Прокачивать харизму и быть быстрее гугла, ну или хотя бы не отставать от него”.
Что вы делаете для того, чтобы перезагрузить класс, если на уроке всё пошло “не по плану”?
Галина Кравчук:
"Действую по ситуации, стараюсь перестроиться и отступить от изначального плана. Порой слепо следовать какому-то алгоритму бессмысленно".
Оксана Шкиль:
"После тяжелых уроков мы с детьми идём на прогулку в парк рядом с гимназией. Если первоклашки капризничают — значит, устали, им сложно сконцентрироваться и соблюдать дисциплину. После перемены, когда все успокоятся мы обязательно обсуждаем то, что произошло на уроке".
Александра Левкович:
"Мы просто слушаем дождь. Барабаним пальчиками по столу. Малышей это расслабляет".
Заменит ли учителя в будущем искусственный интеллект?
Александра Левкович:
"Я учитель в третьем поколении и, возможно, в последнем. Постепенно наша профессия уйдёт в прошлое, и всю информацию дети будут получать из сети напрямую. И это печально, потому что живое общение учителя и класса ничем восполнить нельзя".
Галина Кравчук:
"А я думаю, нельзя заменить живого человека в таком деле, как обучение детей. Ну как такое возможно? Разве цифровой разум будет их любить?"
Оксана Шкиль:
"Мне кажется, что искусственный интеллект не обойдёт и школу. Учитель останется, но изменится его роль. Скорей всего, педагог будет координировать работу школы и помогать ученикам в качестве тьютора".
Справка
Профессиональный конкурс “Учитель будущего” проходит в России впервые и станет традиционным. Это один из проектов президентской платформы “Россия — страна возможностей”.
Конкурс состоит из двух этапов.На первом, заочном, проверяли умение мыслить нестандартно, владение предметом и русским языком. Прошедших отбор кандидатов пригласили к участию в очном полуфинале по округам.
Соревнования прошли в Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга с 14 по 16 февраля. Из 50 команд учителей из семи регионов Северо-Западного федерального округа были отобраны 12, в том числе 11 из Санкт-Петербурга и одна — из Ленинградской области, которые продолжат борьбу в финале.