11:01

Калининградские учёные рассказали, чем грозит нехватка материнских объятий в детстве

  1. Новости

Дети, которых мало обнимали матери, хуже учились и были более агрессивны. Кандидат биологических наук, доцент института живых систем БФУ им. И. Канта Ирины Ваколюк рассказала о результатах исследований, а в пресс-службе вуза напомнили, что 21 января отмечается Международный день объятий. 

"<...> без материнской ласки детёныши млекопитающих, например, грызунов, вырастая, становятся очень равнодушными родителями и плохо ухаживают за своим потомством. <...> Похожая ситуация и у нас с вами: в одном продолжительном и объёмном исследовании учёные выяснили, что у детей, выросших без материнских объятий, меньше размер гиппокампа (отдел головного мозга — ред.), который отвечает за память, и больше миндалевидные тела (часть лимбической системы, главные "коммутаторы" наших эмоциональных реакций). Из-за снижения связей между этими структурами и некоторыми участками коры головного мозга долго сохраняется страх. Такие дети хуже учились и были более агрессивны”, — объяснила биолог.

По словам Ваколюк, недостаток тактильного общения снижает степень доверия к людям и увеличивает склонность к депрессии. При нехватке материнской ласки повышается уровень гормонов стресса — глюкокортикоидов. Защитные силы организма слабеют, снижается иммунитет.

Как рассказала доктор психологических наук, профессор института образования БФУ им. И. Канта Ирина Симаева, объятия помогают снизить тревогу и стресса, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему и иммунитет.

"Многочисленные зарубежные исследования аффективных прикосновений показали даже их защитную роль в сопротивлении инфекционным заболеваниям и болевым ощущениям", — добавила Симаева.

Пр словам учёного, неумение любить, трудности в общении у взрослых — это следствия дефицита объятий в детстве.

"Вряд ли существуют научные подтверждения того, сколько раз нужно обниматься <...>. Но известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир сказала: "Нам нужно обниматься как минимум четыре раза в день для выживания, восемь — чтобы сохранить жизнь и 12 — чтобы расти и развиваться"", — напомнила Ирина Симаева.

Российских школьников будут учить справляться с плохими эмоциями. Минпросвещения России разрабатывает программу по развитию социально-эмоциональных навыков.