08:47

Стоит ли разделить Гурьевский район и чем Калининград может помочь прибрежным курортам

  1. Новости
Стоит ли разделить Гурьевский район и чем Калининград может помочь прибрежным курортам  - Новости Калининграда

Большинство читателей "Клопс" считает, что Калининградской области необходима муниципальная реформа. По результатам опроса, проводимого в группе "Клопс" "ВКонтакте", 79% участников поддерживают эту идею. В опросе приняли участие 608 человек. Ранее о создании в регионе агломераций рассказывали председатель областного общественного совета приоритетного федерального партийного проекта "Городская среда" Андрей Горохов, директор по развитию и программной работе Агентства регионального экономического развития Алексей Игнатьев и исполнительный директор Регионального центра диалога и сотрудничества Анастасия Петухова. "Очевидно, что сохранение автономии муниципалитетов в её прежних объёмах означает управленческую шизофрению, "голоса в голове". Рано или поздно существенную часть полномочий приходится передавать на агломерационный уровень", — считают эксперты.

Читателям "Клопс" было предложено задать вопросы авторам публикации. Мы собрали некоторые из них. 

"Живу в Мамоново и прекрасно помню времена, когда за какой-нибудь бумажкой в Багратионовск приходилось мотаться. Та ещё радость. Или больница: в Мамоново этого специалиста нет, но есть в Багратионовске — извольте смотаться. Ну а остаточное финансирование — это когда Баграт забирал сколько надо, а нам крохи с барского стола — говорить не стоит. О людях подумали? Их мнение спросили? Или лишь бы отчитаться? О каких технопарках сказки сказываете? Ничего не будет. Примеры приведите отечественные успешного развития, нечего на заграницы кивать".

— Спасибо за вопрос! Его ценность в том, что эти проблемы волнуют многих: "Что же получается, у нас всё позакрывают, и придётся ещё больше ездить в Калининград?". Вкратце ответ таков: нет, не позакрывают. А вот построить что-то новое в вашем муниципалитете вполне могут.

В основе подобных опасений — общественное недоверие к любым переменам. Слишком часто они в нашей стране приводили не к улучшению жизни, а к ухудшению. В общем, об этом и сформулировано в статье об агломерации "По-старому жить нельзя, по-новому страшно".

Вроде бы все понимают, что калининградская периферия пустеет, люди массово ездят на работу в областную столицу, а потом вообще переезжают туда за лучшими условиями жизни. Все понимают, что это неправильно, что с этим нужно что-то делать. Но любой разговор о том, что развитием агломерации необходимо управлять (и это управление будет в интересах в том числе жителей Мамоново и других периферийных калининградских городков), пресекается из-за боязни перемен: "Пусть лучше уж так, как сейчас". Не лучше!

Мамоновцы теперь не ездят в Багратионовск "за бумажками", и это правильно и хорошо. Мамоновцы самостоятельно распоряжаются бюджетом, это тоже здорово. Вот только бюджет этот весьма небольшой. Его не хватает, чтобы построить, например, бассейн. Хочешь заняться плаванием — езжай за полсотни километров в Калининград. Хочешь сходить с семьёй в кинотеатр — езжай в Калининград.

Значит ли это, что Мамоново нужно снова объединить с Багратионовском? Совсем нет. Точнее, это станет понятно после того, когда мы разберёмся, какие сегодня сложились трудовые, экономические, культурные связи между муниципалитетами в рамках калининградской агломерации. Грубо говоря, когда мы поймём, кто вообще куда "мотается" и что нужно сделать, чтобы "мотались" поменьше.

В любом случае агломерация — это история не про то, как "один муниципалитет отъел бюджет и ресурсы у другого". А строго наоборот: как распределить агломерационное развитие по всей площади наиболее справедливым образом для людей в каждой точке.

Не нужно путать агломерацию с "оптимизацией". Если в вашем городе есть школа и больница, никто её не будет закрывать и переносить в другой. Будет сделано иное: окрестные муниципалитеты в складчину запустят туда школьный автобус, наладят работу общественного транспорта, отремонтируют дороги. В итоге муниципалитеты станут ближе друг другу, получат возможность обмениваться услугами, совместно использовать имеющиеся друг у друга ресурсы. Ваша школа станет школой для соседских детишек, а их детсад — садиком для ваших.

При всём желании не получится в каждом муниципалитете построить весь комплекс больница-поликлиника-школа-детсад-МФЦ-ФОК с бассейном-ДК с кинотеатром. На это просто не хватит денег. Но можно распределить объекты по территории двух-трёх соседних муниципалитетов для совместного использования. И тогда большая часть услуг будет содержаться внутри этого межмуниципального ареала. Вам банально больше не придётся ездить в Калининград, разве только в областную больницу с высокотехнологичной медициной. Ну, или просто на экскурсию.

Теперь что касается успешного опыта развития агломераций в России. Не будем брать Москву и Питер — это гиганты, сравнивать с которыми Калининград нельзя. Но вот, например, существует белгородская агломерация. Во-первых, белгородцы у себя отладили экономическую специализацию территорий (и, кстати, построили огромный диверсифицированный технопарк). Во-вторых, осуществляют очень удачную жилищную политику. Они не стали делать ставку на строительство спальных многоэтажек-"человековейников". А вместо этого провели за окраины Белгорода все необходимые инженерные и транспортные коммуникации и отдали людям участки под индивидуальную жилую застройку. В итоге вокруг Белгорода возникла широкая полоса одноэтажных домов и двухэтажных таунхаусов, очень приличных и выдержанных по единым стандартам. Это красиво, это комфортно, это рационально.

Управление агломерациями в России затруднено ввиду отсутствия профильного законодательства (впрочем, с принятием Стратегии пространственного развития страны оно может появиться). Но даже в таких условиях есть позитивные примеры агломерационного развития. На них и надо опираться, одновременно нарабатывая свой опыт и уникальные решения. Всегда кто-то бывает первым, почему это не можем быть мы?

Материал опубликован по данным пресс-службы Андрея Горохова

"Есть ощущение, что авторы статьи путают понятия "агломерация" и "ассоциация", а также пытаются чисто экономические выдать за несовершенство сетки административно-территориального деления. Не проще ли активизировать возможности межмуниципального сотрудничества, чем перекраивать существующую, сильно несовершенную, территориальную систему организации региона?"

— Если система "сильно несовершенна", следует как минимум задуматься, что с этим делать. Задуматься, а потом провести исследования и на их основе решать, можно ли поменять систему и как конкретно это осуществить. Среди вариантов вероятных решений — объединение муниципалитетов, либо активизация межмуниципального сотрудничества с сохранением текущих границ, но передачей ряда полномочий на агломерационный уровень, либо выбор из двух моделей в каждом конкретном случае. Однако обращаем внимание, что возможности межмуниципального сотрудничества существуют и сейчас. А тот печальный факт, что оно практически не используется, может свидетельствовать о наличии административных преград, связанных с той самой устаревшей административно-территориальной сеткой, доставшейся нам от советского времени.

В любом случае объединение муниципалитетов:

а) должно быть хорошо просчитано после выявления всех агломерационных связей; речь идёт не о перекраивании административной карты, а о её адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям;

б) по закону решение об объединении принимается с согласия жителей данных территорий. Если жители не захотят, менять ничего не нужно. В конце концов, их комфорт и благополучие являются главной целью. 

Агломерация подразумевает расширение участия жителей в управлении муниципалитетом. В России эта практика поощряется с федерального уровня. Например, проект "Комфортная городская среда" предполагает, что жители сами выбирают общественные пространства, которые потом будет благоустраивать государство.

"Будет ли в Калининграде деловой центр? Если да, то в каком месте будет концентрация высоких бизнес-центров и офисов?"

— Это вопрос к исполнительной власти. Но если такой центр запланируют, рационально просчитать нагрузку на коммунальную, дорожно-транспортную, экологическую и социальную инфраструктуру и предусмотреть мероприятия по расшивке будущих проблем. А они неминуемо возникнут, причём затронут не только Калининград, но и соседние муниципалитеты.

Строительство большого делового центра может стать совместным межмуниципальным проектом, важным примером агломерационного сотрудничества.

"Можно привести пример, как бы могла работать агломерация "Калининград — прибрежные курорты" или "Калининград и южные муниципалитеты (Багратионовск, Мамоново)"?"

— Не существует отдельных агломераций "Калининград — курорты" и "Калининград — юг области". Все эти территории входят в калининградскую агломерацию и не могут развиваться отдельно друг от друга. Их проблемы должны решаться в рамках единого системного подхода.

Но если говорить о специфических проблемах, то, например, в Багратионовске целесообразно отладить межмуниципальное взаимодействие по содержанию полигона ТБО. Областная столица должна взять на себя часть ответственности за его состояние. В Багратионовске и Мамоново не хватает объектов социальной инфраструктуры. Люди уезжают в Калининград. Эта проблема также может решаться межмуниципальным сотрудничеством, формат которого был предложен выше.

Что касается курортной зоны, приоритет должен быть отдан более сбалансированной жилищной политике. Сегодня там часто строятся высотные микрорайоны под интересы жителей Калининграда. Это разрушает историческую ткань городов. Целесообразно переходить на малоэтажную квартальную застройку в два-три этажа. Кроме того, надо подумать о том, каким образом Калининград, жители которого в погожие летние дни наводняют побережье, мог бы помочь прибрежным муниципалитетам содержать это самое побережье в образцовом порядке и чистоте.

"Почему нельзя вынести производство за территорию города и тем самым создать рабочие места в селе без образования агломерации?"

— Наверное, можно. Вот только экономически нецелесообразно. На селе нет кадров, возить их из Калининграда долго и дорого. Бизнес — и промышленность не исключение — селится рядом с трудовыми ресурсами, рынками сбыта и удобной логистикой. Вытолкать производства из города — обречь на умирание.

Вместе с тем выносить производства за пределы городов необходимо. Это улучшает экологию, создаёт точки роста на периферии, разгружающие перегруженное ядро агломерации. Но это означает реализацию большого агломерационного проекта: строительство дорог, отладку работы общественного транспорта (например, запуск скоростных электричек), создание жилья и социальных объектов.

Ясно, что задача титаническая, бизнес её осилить не в состоянии. Решить задачу по плечу только государству и кооперирующимся муниципалитетам.

Кстати, важен не только вывод производств за пределы агломерационного ядра. Важно также, где будут создаваться новые производства, чтобы появились точки роста на периферии, конкурирующие с ядром. А для этого территория должна чем-то привлечь бизнес. Например, Багратионовск интересен удобной логистикой, и это не в малой мере определило решение инвесторов создать здесь индустриальный парк "Экобалтик", специализирующийся на фармацевтике. Сегодня там работают около пятисот человек, 90 процентов из них — местные жители. Не будь "Экобалтика", они, скорее всего, искали бы работу в областной столице. В Баграте планируется строить жильё для сотрудников, штат предприятий будет увеличен как минимум в два раза. За счёт налогов предприятий и их сотрудников пополняется доходная база местного бюджета. Идёт благоустройство города.

"Давно напрашивается, например, разделение Гурьевского района на два: пригородный район с центром в Калининграде и собственно Гурьевский район. Карта муниципальных образований должна учитывать ежедневную маятниковую миграцию граждан, движение общественного транспорта и многое другое… Ресурсы, которые есть в пригородной зоне, будут идти на благоустройство этой территории, а не только Гурьевска".

— Может быть, вы и правы. А может, и нет. Если после долгих комплексных исследований все придут к пониманию, что на месте одного округа целесообразно образовать два, это нужно будет сделать.

Но давайте учитывать две вещи. Во-первых, агломерация — это не про разделение и дробление, а про новые, единые подходы к управлению огромной, сложной, разнородной территорией. Во-вторых, дробление увеличивает штат чиновников и уменьшает муниципальный бюджет. Уже сегодня на содержание административного аппарата в отдельных муниципалитетах уходит до половины бюджета. В итоге мелкие муниципальные образования не имеют ни кадров, ни бюджетных ресурсов, ни оперативного простора для полноценного развития и стратегического планирования. Во многом именно поэтому необходима межмуниципальная координация, позволяющая экономить на административном аппарате, уменьшая издержки и увеличивая бюджеты за счёт их объединения.

Материал опубликован по данным пресс-службы Андрея Горохова