Как стать профессионалом, за которым охотятся работодатели? 11 октября в БФУ им. Канта калининградские студенты смогут принять участие в тренинге, который проводится в рамках образовательной программы всероссийской олимпиады "Я — профессионал", флагманского проекта платформы "Россия — страна возможностей". Молодые люди узнают, зачем нужна харизма, как правильно показать себя на собеседовании и получить желаемую должность. О том, что представляет собой тренинг, зачем нужна олимпиада "Я — профессионал" и кто может принять в ней участие, в интервью рассказала руководитель олимпиады Валерия Касамара.
— Расскажите, пожалуйста, что это за тренинг и кто может принять в нём участие?
— Тренинги, которые мы сейчас проводим в 17 крупных городах России от Калининграда до Владивостока, направлены на формирование soft skills (гибких навыков). Сюда входит ряд компетенций и качеств, таких как целеполагание, самопрезентация, умение работать в команде, лидерство, ораторское мастерство, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки никак не связаны с определёнными специальностями — они пригодятся абсолютно всем, кто готов расти профессионально. Помимо тренингов, у нас стартует онлайн-курс из 21 вебинара по soft skills. Их будут проводить опытные бизнес-тренеры и HR-эксперты работодателей-партнёров.
— Почему студентам нужно развивать эти навыки?
— Дело в том, что для многих современных работодателей, особенно крупных компаний, развитые гибкие навыки — решающий фактор при отборе потенциальных сотрудников. Работодатели, которые принимали на стажировку дипломантов прошлогодней олимпиады, по её итогам отметили, что, несмотря на глубокие знания по специальности, многие студенты не могут составить грамотное резюме, успешно пройти собеседование, не знают, что такое корпоративная культура, и испытывают сложности при работе в команде. Это сильно тормозит карьерный рост даже у самых талантливых молодых людей.
— Именно из-за нехватки этих навыков студентам сложно найти работу?
— Не только. Ещё до старта олимпиады мы с коллегами из НИУ ВШЭ много лет изучали молодёжь. В прошлом году, когда проект стартовал, у нас были некие предположения о том, с какими трудностями сталкиваются студенты. Во-первых, мы думали, что у учащихся и выпускников есть проблемы с поиском работы, так как для этого нужен опыт. Но как они получат опыт, если у них нет работы? Это самая распространённая жалоба среди молодёжи. Именно с целью разорвать порочный круг победителям мы предлагали стажировки, опасаясь, что желающих стажироваться будет так много, что мы физически не успеем дать эту возможность всем. Но результаты нас поразили: из 2030 дипломантов на письмо с вопросом "Хотите ли вы пойти стажироваться?" ответило чуть больше тысячи. Во-вторых, мы были уверены, что в компаниях не очень рады видеть молодых людей. Оказалось, что всё наоборот: молодые люди не хотят идти в компании. Это совсем другое поколение с иными взглядами на некую идеальную, с их точки зрения, работу. И эти взгляды никак не сходятся с ожиданиями работодателей.
— Как вы можете охарактеризовать нынешних студентов и выпускников?
— Это поколение при принятии решения часто не руководствуется словом "надо", у них на первом месте слова "хочу" или "не хочу". Студентов не устраивает обычная работа с девяти до 18, многие правила и нормы они считают устаревшими. Идеальная работа для нынешнего выпускника — работа с гибким графиком, где нет начальника, которому нужно подчиняться, где ты в любой момент можешь уехать на другой конец Земли и работать удалённо. Но при этом он уверен, что работа должна быть статусная и с высоким доходом. Дело в том, что у студентов часто нет целеполагания, стратегии и понимания причинно-следственных связей. Именно поэтому они одновременно транслируют абсолютно противоположные представления: хотят быть свободными от рамок, но при этом иметь стабильный соцпакет и гарантии от государства. Сейчас у нас две задачи: с одной стороны, мы должны помочь студентам поставить для себя масштабные задачи, дать им веру в свои силы, потому что опыт прошлогодней олимпиады показал, что многие талантливые студенты отказываются от предложения работодателя, думая, что не соответствуют требованиям. С другой стороны, нам нужно немного опустить их на землю и рассказать, что ждёт от будущих профессионалов потенциальный работодатель. Что он не с потолка взял свои правила и требования, что есть такое понятие, как корпоративная культура, над формированием которой компании работают много лет. Ещё одна проблема, с которой мы столкнулись: студенты без энтузиазма соглашаются на стажировки в других городах. Поколение, которое любит путешествовать, оказывается совершенно не мобильным, если речь идёт о карьере. Поэтому задача олимпиады — с помощью тренингов, зимних школ, стажировок создать единую профессиональную команду страны.
— Студенты в Калининграде чем-то отличаются от студентов из других регионов России?
— Начнём с того, что они живут в довольно необычном регионе, что, естественно, влияет на формирование их представлений о жизни, образовании и работе. Из-за позднего вхождения Калининградской области в состав СССР здесь трудно выделить какую-то коренную часть населения. Согласно результатам исследования лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ, проведённого в 2017 году, студенты не высказывают восторженные отзывы о регионе как о своей малой родине, многие из них жили в других городах России. Молодёжь имеет слабую "глубинную" связь с Калининградской областью. Даже те, кто здесь родился и вырос, смотрят на регион как на определённый набор положительных характеристик, из которых можно извлечь какую-то выгоду. На представления студентов об образовании и карьере также оказывает влияние географическое положение города. С одной стороны, студенты оценивают этот фактор положительно: у них есть возможность ездить в Европу на учёбу и работу. С другой стороны, это имеет и свой минус — фактически регион является для России "отрезанным ломтём". Это вызывает некую обиду у молодых людей, которые полагают, что о них "не помнят". Несмотря на то что студенты в Калининграде имеют возможность уехать в другую страну, Москву или Санкт-Петербург, многие из них хотели бы остаться в своём городе. Тем не менее довольно часто звучала идея о том, что Калининград — город не для молодых, что здесь идеально жить на пенсии или с уже сложившейся карьерой. Студенты довольно пессимистично оценивают свои карьерные возможности в регионе. Однако в целом можно сказать, что ребята здесь более мобильные, чем в других регионах страны: они готовы путешествовать, учиться и стажироваться в российских городах.
— Каким уровнем знаний нужно обладать, чтобы стать участником олимпиады "Я — профессионал"?
— Олимпиада "Я — профессионал" — это не проверка знаний и не соревнование. Это социальный лифт, который помогает построить карьеру. Все задания рассчитаны на студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры. Но принять участие в олимпиаде и претендовать на призы может любой желающий. Участникам в ходе отборочного и заключительного этапов нужно решить задания, составленные экспертами из российских вузов и компаний. Проверяется не абстрактная эрудиция, а профессиональные знания. Дипломанты будут иметь возможность стажироваться в крупной компании, могут получить льготы при поступлении в магистратуру и аспирантуру ведущих российских вузов или денежные призы. В феврале 2019 года участники олимпиады, которые покажут высокие результаты в отборочном онлайн-этапе, смогут принять участие в зимних школах по выбранному направлению. Для этого нужно будет пройти дополнительный конкурс мотивационных эссе. Зимние школы — это образовательные форумы, которые выходят за пределы вузовских программ, помогают познакомиться с практическими сторонами профессий, получить информацию, которую невозможно почерпнуть на лекциях в университете.
Зарегистрироваться на олимпиаду "Я — профессионал" можно до 22 ноября на сайте.
В тренинге по развитию "гибких навыков" могут принять участие все желающие студенты.
На правах рекламы