14:27

Канал на Балтийской косе: за и против. Польские экономисты и экологи разделились на два лагеря

  1. Новости
Фото: министерство морской экономики и внутреннего судоходства Польши

Планы построить на Балтийской (Вислинской) косе канал появились ещё в 1983 году. Инициатором строительства выступила администрация Эльблонга. По мнению чиновников, прорытый на косе канал должен был дать новый экономический импульс для развития эльблонгского порта. Тогда польские власти отказались от проекта, посчитав его нерентабельным, экологические последствия — непредсказуемыми.

В 2014 году тема зазвучала вновь. Канал шириной 40 метров и длиной 1100 планируют строить в районе польского местечка Новый Швят. Проект предусматривает углубление и "регулировку" реки Эльблонг, что позволит заходить в эльблонгский порт судам до 100 метров длиной и с осадкой четыре метра. Путь от этого города до моря сократится с 60 до 17 километров. Проект должен быть реализован в 2022 году.

В Атлантическом научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (АтлантНИРО) проанализировали, что думают об этом проекте польские коллеги, а также высказали свою точку зрения.

За строительство канала

В 2014 году в Эльблонге прошла научная конференция, посвящённая возможным последствиям строительства. 

Профессор кафедры гражданской и экологической инженерии Гданьского политехнического университета Богдан Задрога высказал мнение, что канал на Балтийской косе является недостающим звеном в европейской сети водных путей. Полученный при земляных работах песок можно использовать для укрепления дамбы, создания искусственных островов. Благодаря использованию голландских технологий при углублении фарватера риски загрязнения воды будут сведены к минимуму. Вода в мелких лагунах, говорил Задрога, всегда мутная после сильных ветров. Если вести работы не в сезон размножения птиц и нереста рыбы, то воздействие на окружающую среду будет значительно снижено.

Фото: министерство морской экономики и внутреннего судоходства Польши

Профессор технических наук Евгениуш Дембицки отмечал, что устройство шлюза на канале не приведёт к увеличению солёности залива или рост будет незначительным. 

"Увеличение солёности вод в заливе — это миф", — утверждал профессор.

Как рассказали "Клопс" в АтлантНИРО, ряд польских учёных провёл математическое исследование последствий строительства канала. По их данным, оно не вызовет в гидрологии Вислинского залива каких-либо кардинальных изменений, но возможно "ухудшение качества и мутности воды". По их мнению, это связано с тем, что в южной части залива будут накапливаться осадочные породы после дноуглубительных работ.

По мнению руководства польского Морского управления в Гдыне, канал станет "военной дорогой с параметрами, отвечающими потребностям портового потенциала Эльблонга, а также гарантирует позитивные экономические результаты, связанные с его эксплуатацией", писала Wyborcza. Россияне, как утверждали чиновники, "целенаправленно блокируют судоходство на Вислинском заливе"

По официальным данным, с 2021 и по 2040 год канал позволит увеличить морские перевозки на 1,5 млн тонн, а прибыль порта Эльблонг возрастёт на 114 млн злотых. Как подсчитали польские экономисты, возможность перевозить грузы водным путём сэкономит около 948 млн бюджетных злотых. По предварительным подсчётам, построенный канал создаст 2,2 тысячи новых рабочих мест. 

Против строительства канала

Экологи Добржицка и Козакевич в своей работе писали, что "строительство канала проводить не следует". По их мнению, реализация проекта "приведёт к большим потерям в природе, которые превысят возможные экономические выгоды". Эти польские учёные утверждают, что пострадают не только водные организмы, но и живущие на суше. Последние окажутся отрезанными от "большой земли"

Также биологи прогнозируют, что в результате строительства будет уничтожено примерно 15 гектаров соснового леса, что тоже может спровоцировать негативные последствия для экологии Балтийской косы.

Фото: министерство морской экономики и внутреннего судоходства Польши

Польские учёные задаются вопросом: зачем строить канал к порту Эльблонг, когда рядом расположены развитые морские порты Гдыни и Гданьска? Dziennik Bałtycki писал, что жители хорошо известного калининградцам польского курорта Крыница Морска выступают против строительства канала. По их мнению, канал отрежет их от территории Польши и они потеряют туристов, за счёт которых живут.

В 2013 году польские СМИ приводили точку зрения доктора Мачея Пшевозняка из Гданьского политеха. Пшевозняк руководил группой из 20 учёных, изучавших возможные последствия строительства канала. Выводы однозначны: это "уменьшит рекреационно-туристическую ценность" уникального уголка природы. 

Похожее мнение высказал доктор Хенрик Цвиклиньски, завкафедрой экономической политики Гданьского университета: "Я глубоко против перекопки. Экономическая значимость равна нулю, потому что если канал будет иметь глубину пять метров, то через него смогут только пройти суда с осадкой до четырёх метров. Перекапывание косы повлечёт большие потери для окружающей среды, а для Крыницы Морской также и экономические. Если кто-то хочет тратить на это общественные деньги, то он не заботится о них. Идею когда-то поддерживали чиновники, потому что хотели заработать на экспертизах. Сейчас её поддерживают политики, рассчитывая на дезориентированных людей".

Как считает директор АтлантНИРО Константин Кухаренко, строительство канала серьёзно подорвёт экономику рыбной отрасли Калининградской области. 

"За счёт изменения гидрологического режима и химического состава воды лещ, судак вынуждены будут сменить среду обитания. Из Калининградского залива исчезнет угорь, балтийский лосось перестанет приходить на нерест", — заявил Кухаренко в интервью "Независимой газете".  

Польское правительство объявило, что строительство канала на Балтийской косе начнётся в ноябре 2018 года. Замминистра морского хозяйства обвинил региональный совет Поморского воеводства в "играх с Кремлём", так как последний дал негативное заключение по поводу строительства. Губернатор Антон Алиханов утверждает, что в этот проект имеет военный подтекст.