17:28

Внебрачная дочь Бонапарта и наёмник Петра: калининградка собирает истории старинных прусских усадеб и их владельцев

  1. Новости
Фото: Татьяна Поломодова.

Светлана Коновалова, калининградский краевед и фотограф, собирает информацию о старинных прусских усадьбах — так называемых гутах. Слово произошло от немецкого Rittergut (ritter — рыцарь, gut — усадьба, поместье). Это особое направление в немецкой сельской архитектуре.

Даже в руинах, даже изуродованные стеклопакетами, дожившие до нашего времени сельские господские дома сохранили следы своей былой милой красоты. К сожалению, господских домов в Калининградской области остаётся всё меньше. Они разрушаются, их разбирают на кирпичи. Вместе с господскими домами из памяти нынешних жителей Калининградской области уходят и драматические истории людей, когда-то в них живших. Людей, чьи судьбы были связаны со многими странами и событиями в самых разных местах нашей планеты. О том, почему сохранить архитектурное наследие прусских усадеб так важно для нас, сегодняшних, Светлана Коновалова рассказала "Клопс".
 
— Почему вы этим занимаетесь?

— Я родилась в Калининградской области, и мне достаточно лет, чтобы полюбить свой родной край. А всё началось в 2008 году. Как-то моя подруга предложила поехать в посёлок Железнодорожный. Когда я увидела этот городок, восприятие нашей области в моей душе перевернулось. В результате мы с подругой на протяжении трёх лет каждые выходные уезжали в область. Мы объездили её всю. От балтийского побережья до Краснознаменского района. С востока на запад, с севера на юг. Подруга была за рулём, я составляла маршруты, фотографировала и искала информацию в интернете.

В 2008 году у меня был слабенький фотоаппарат, и я жалею, что не запечатлела дома, которых сегодня уже нет. Сегодня я по области езжу одна, потому что есть экстремальные и рискованные места. Как правило, на месте усадеб сейчас лес, километра два-три надо идти пешком вглубь лесного массива. И я не знаю, что меня там ждёт: злые собаки или злые люди. Иногда приходится забираться в пограничную зону, там есть свои сложности.

— Вы по специальности ...?

— Физик, окончила наш университет. Так получилось, что у меня сейчас появилось много свободного времени. Могу себе позволить такое увлечение. Тем более математический склад ума помогает. Мне нравится собирать информацию. Я это люблю, могу несколько дней просидеть в интернете в поисках истории и фотографий одной усадьбы. Тем более что это очень интересно. Знаете, это как книга. В какой-то момент ты начинаешь проникаться жизнью тех людей, которые когда-то жили в этих домах. Перипетиями их судеб, браками и разводами, судьбами их многочисленных детей, а в те времена по семь-восемь детей рожали, потому что многие умирали... И отдельная история — семейные захоронения. 

— Они все разрушены.

— Разрушены. Но что-то осталось. И на таких дворянских семейных захоронениях можно найти очень интересные надгробные плиты и памятники. Например, на одном довоенном заброшенном поселковом кладбище в достаточно труднодоступном месте лежит надгробная плита, угол которой немножко отколот. Памятников там нет, они все были уничтожены уже после Второй мировой. Плита тяжёлая, поэтому её не утащили. На ней надпись немецким готическим шрифтом: "Здесь покоится тело овдовевшей во время войны жены председателя церковной общины Хендрике Марии Любек, урождённой Блом, родившейся в г. Суробая, остров Ява, в 1732 году и умершей в 1792 году".

Представляете, какая история может за всем этим скрываться? Голландка, родившаяся на острове в далёкой Индонезии, как она оказалась в усадьбе недалеко от Кёнигсберга? Что случилось во время Семилетней войны 1756–1763 годов, в результате которой немецкая Восточная Пруссия стала российской губернией, а супруг Хендрике Марии погиб? Мне кажется, эта надгробная плита должна быть в музее.

А вот другая плита на заброшенном кладбище в районе посёлка Солдатово. Тоже готический шрифт, даты жизни. Недалеко от этого кладбища уже в советское время был полигон одной из наших воинских частей. И солдаты коротали время, высекая поверх эпитафий: "ДМБ", "Харьков", "Курск", годы службы...
 

— Много таких поместий располагалось на территории Восточной Пруссии?

— Мне попала в руки книга доктора Вульфа Вагнера. Он в своё время сделал колоссальный труд, описав все поместья по двум районам, в том числе и по району Гердауэн (Железнодорожный). Только в одном этом районе было 105 поместий, 35 на территории Польши и 70 на территории Калининградской области. Ото всех этих поместий остались в лучшем случае усадебные дома. Лишь одна, пожалуй, усадьба сохранилась.

Погранзаства в посёлке Крылово, бывшая прусская усадьба

Там сейчас, между Железнодорожным и Крылово, расположена погранзастава, прямо в этом самом доме. Он сохранился таким, каким и был. А больше ничего не сохранилось.

Следы приусадебного парка в посёлке Никитовка

Знаете, это очень интересно. Вы приезжаете в поле недалеко от населённого пункта Ивановка, где когда-то была целая усадьба. Сейчас об этом говорят только куски кирпича и черепицы, валяющиеся на поле. А ведь в этой усадьбе в 1843 году родился Кольмар фон дер Гольц. Этот представитель дворянского рода фон дер Гольцев похоронен в турецком Константинополе, он очень уважаемая в Турции персона. Кольмар фон дер Гольц — один из родоначальников современной турецкой армии. Фон дер Гольцы — один из старейших прусских дворянских родов. Представители этого рода по мужской линии, как правило, шли в военные. Они проливали свою и чужую кровь по всей Европе, как и Генрих фон дер Гольц, родившийся в XVII веке.

Он успел послужить России, а именно самому Петру Первому. Специальным императорским указом Генрих фон дер Гольц был принят на службу в русскую армию в чине генерал-фельдмаршала-лейтенанта "со старшинством над всеми русскими генералами". Впрочем, его карьера в России не задалась. Генрих успешно воевал на русской стороне со шведами, украинцами, австрийцами, турками и другими, но как-то посмел ослушаться приказа самого Меньшикова. Гольца судили, приговорили к смертной казни, но Пётр, учитывая заслуги фон дер Гольца перед Россией, заменил казнь опального прусского фельдмаршала на высылку...

А в усадьбе, располагавшейся в посёлке Никитовка на территории нынешнего Полесского района, доживала свой век внебрачная дочь Жерома Бонапарта, родного брата Наполеона Бонапарта и Дианы Рабе фон Паппенхейм, Дженни фон Гуштедт. Прусские дворянские усадьбы — это прежде всего человеческие судьбы.

Несохранившаяся усадьба в парке с липовой аллеей

— Жалко, что совсем ничего не сохранилось...

— Если конюшни и какие-то хозяйственные постройки ещё где-то сохранились, то от усадеб порой даже фундамента уже нет. Сохранились лишь парки, одичавшие, превратившиеся в леса. Дело в том, что прусская усадьба — это не только господский дом и добротные хозяйственные постройки. Это обязательно парки, интересное и уникальное ландшафтное оформление.

Меня поразила старая липовая аллея в одной очень старой, почти 400-летней, усадьбе. Аллея делит парк на две половины, образуя "туннель". Это, конечно, уже совсем не то, но фрагмент этой аллеи ещё просматривается.

Или посёлок Волошино, где растёт очень древний и очень красивый бук. Я обращалась в местную администрацию, нам удалось поставить это дерево на учёт. Такой же бук мы видели в парке, посёлок Николаевка, но он уже спилен. 

— И в одной из таких усадеб вы нашли скульптуру древнеримской богини урожая и плодородия Цереры? 

— Да, это целая история. Это нынешний посёлок Белкино. Я туда приехала посмотреть на руины усадьбы, ходила по парку и случайно наткнулась на камень, торчащий из земли. Начала расчищать, показались складки римской туники.

Довоенное фото я уже видела и сразу поняла, что это скульптура, которая стояла у дома в саду. Я сказала местному жителю, чтобы он выкопал статую и поставил у себя во дворе. Но у него то не было времени, то земля промёрзла, да и головы у статуи нет. Я выложила пост об усадьбе и фотографию найденной скульптуры в фейсбуке. Сразу откликнулись журналисты, в частности Иван Марков, который сообщил сотрудникам Музея изобразительных искусств. На следующий день ближе к вечеру мы туда поехали. Там рядом со статуей валялись использованные батарейки, которые чёрные копатели используют в металлоискателях, а вокруг было несколько ям-раскопов. К счастью, статую не унесли. Она оказалась для этого слишком тяжёлой. 

— Просто готовый сюжет для мистического сериала "Тайна посёлка Белкино"!

— И гораздо более динамичный, чем вы можете себе представить. В 1899 году эту усадьбу купил Евгений Франц Коппен из Восточно-Прусской земельной генеральной дирекции Кёнигсберга.

Усадьба Абелишкин. Фото из книги Вульфа Вагнера

Здесь у него родилось четверо детей. Младший, семилетний Ганс, умер от аппендицита. Его похоронили в саду усадьбы, на холме за рекой. Его старшая сестра, Энн-Мари, в 16 лет начала писать стихи. Её начали публиковать. Она любила сказочный прусский мир и немецкую мифологию, деревенскую жизнь и природу. Вскоре она увлеклась Адольфом Гитлером и посвятила ему 19 стихотворений. В 1928-м Энн-Мари стала первой женщиной в Гердауэне, вступившей в ряды НСДАП. Начала писать романы, несколько своих книг посвятила национал-социалистической партии. В 1934-м Коппен переезжает в Берлин, где она возглавляет редакцию журнала "Немецкая крестьянка". В 1935 году работает в штаб-квартире министра рейха по продовольствию и сельскому хозяйству Вальтера Дарре. В это время выходит её роман "В журавлином клину", который становится любимым романом Агнес Мигель. Успешная женщина, успешно делающая карьеру. Но в 1940 году Энн-Мари неожиданно для всех кончает жизнь самоубийством. Её похоронили в Повундене, это нынешний посёлок Храброво. На похоронах присутствовала поэтесса Агнес Мигель и гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох. После войны книги Энн-Мари Коппен были запрещены и преданы забвению.

А недалеко от нынешнего Белкино, в районе уже несуществующего посёлка Днепровское, случилась другая история. Представляете, местный дворянин, достаточно высокого ранга, влюбляется в женщину, скажем так, лёгкого поведения, простив ей прежние прегрешения. Он пытался получить разрешение на брак у короля, но родные были категорически против. Тем не менее он прожил с ней всю жизнь, она родила ему детей, которым, конечно же, не досталось никакого наследства. Это одна из многих потрясающих историй, которые происходили на территории нашего региона.