19:32

Ученица из Балтийска и “Янтарная пантера”: что связывало Олега Табакова с Калининградом

  1. Новости
Виктор Гусейнов / Архив "Клопс".
В 2012 году девочка из Балтийска Анна Горох прошла в Калининграде  конкурсный отбор и стала одной из воспитанниц знаменитой Московской театральной школы Олега Табакова.  Другая наша землячка Александра Яковлева снялась с мэтром в звёздной комедии “Человек с бульвара Капуцинов”.  
 

Школа для талантливых детей

 
А начиналось всё ещё раньше. В 2008 году Олег Павлович приезжал на фестиваль искусств “Балтийские сезоны” со спектаклем “Сублимация любви”, где он играл вместе со своей женой Мариной Зудиной. 
 
Ему было 73 года, тогда Табаков ещё позволял себе время от времени курить любимую трубку. Артист рассказал, что намерен открыть в Москве театральный техникум, где будут учиться старшеклассники.
 
“В поисках талантов хочу запустить руку от Владивостока до Калининграда, и еще в Белоруссию и на Украину”, — признался Табаков.
 
Через четыре года, в 2012-м,  Московская театральная школа Олега Табакова провела отбор абитуриентов среди девятиклассников. Право обучаться в этом учебном заведении получили семь школьников из Балтийска, Черняховска и Калининграда. 
 
 
В школе Табакова. Фото: личный архив Анны Горох
 
Среди этих ребят была Анна Горох, ученица лицея №1 Балтийска. На заключительном, третьем, туре прослушиваний присутствовал сам Табаков. Анна читала басню “Мартышка и зеркало”.
 
“Передо мной сидел Опег Палыч. Он держал кулёк из бумаги, куда обычно семечки щелкают. В нём были помидоры черри. Табаков не поднимал глаз и просто слушал меня. Я дошла до слов “Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа”, — и начала говорить “что это там за рожа” про Олега Павловича. Он поднял голову и начал слушать с ухмылкой. И я поняла, что я пройду. Связь между нами, как мне показалась, установилась”, — рассказала Анна Горох “Клопс”.
 
В Москве ребята жили в шестиэтажном здании школы.
 
“Там мы ели, спали и учились. Там была сцена, туда приезжал Олег Палыч”, — вспоминает Анна. По её словам, сам Табаков не вёл у них занятия, но приезжал на экзамены, дипломные спектакли, отслеживал все этапы работы.
 
“Олег Палыч в первую очередь стал для меня учителем не актёрского мастерства, а учителем жизни. Часто любил повторять: из стен этой школы вы должны выйти порядочными, честными людьми и только потом актёрами. Вот это врезалось мне в память, да и вообще каждую из его реплик нужно было записывать, глубокий философский смысл некоторых доходит до меня только спустя годы. Самое главное, что дал мне Олег Палыч, — это шанс и веру. С 2016 года я служу в “Театре на Покровке”, — говорит Анна.

 

“Он просто цвёл!”

 
Депутат горсовета Калининграда, звезда советского кино Александра Яковлева снималась с Табаковым в любимейшей всеми комедии “Человек с бульвара Капуцинов”. Спустя годы, в 1995-м, по приглашению Яковлевой Олег Павлович приехал на второй кинофестиваль “Янтарная пантера”, который основала Александра.   
 
“Весь день вспоминаю, как он прилетел на вторую “Пантеру”. У него только что родился сын Павел, а я всё-таки позвонила, очень просила. Помню — я приехала в Храброво и не верила, что он сейчас выйдет из самолёта. А Олег прилетел и провёл у нас два дня в качестве почётного гостя фестиваля. Он просто цвёл! Все гости шутили: “Молодой папаша!". Я тогда для Марины (супруга Табакова Марина Зудина - прим. ред.)  передала фантастический янтарный гарнитур — всем Янтарным комбинатом выбирали”, — рассказала Александра  Яковлева “Клопс”.
 
Что касается знаменитых “Капуцинов”, то съёмки, по словам Яковлевой, были тяжёлыми.
 
“Сцену с воровством  простыни, в который играли Табаков. Кваша и я, выстраивал Олег Павлович. По сценарию, нужно было ловко вытащить простыню из-под спящей Дианы, а в это время к ней рвётся пастор. Сцена не шла, Табаков её буквально вытянул. Он великий профессионал, а “Капуцины” — единственная картина, где вместе играют звёзды такой величины — Миронов, Мишулин, Дуров, Боярский, Караченцов и ещё два десятка имён”, — говорит Александра  Яковлева. 
 

“Я играю то, что мне дают”

 
Во время своего приезда на “Балтийские сезоны” Табаков дал интервью калининградской “Комсомолке”. Вот несколько выдержек из него.  
 
“Сказать, что я что-то не воплотил? Я вообще не по этой части. Я профессионал. Я играю то, что мне дают. Видите ли, я никогда не хотел играть Гамлета. Всегда думал о Полонии, о чём-то безусловно имеющем прямое отношение к жизненному и эмоциональному опыту зрительного зала”.
 
“В театре, которым я руковожу, значительная часть актёров — очень одарённые люди. Но их денежный заработок... он значительно ниже, нежели гонорары в мюзиклах на Бродвее. Поэтому, когда они идут в антрепризы, я терплю какое-то время. Если они делают это хорошо, что, правда, бывает не часто, радуюсь”.
 
“Был такой замечательный артист Сергей Мартинсон, вышедший из театра, а в последний период жизни снимавшийся в кино. Он зарабатывал деньги тем, что выступал с концертами, показывая некие персонажи, которых изображал в кино. И как-то раз,пятилетнего сына привёл на своё выступление в концертный зал имени Чайковского. И усадил прямо в проход, чтобы было всё видно. Во время его номера из зала вдруг раздался вопль: “Папа!!! Ты дурак!!!”. Ну, я не знаю, что можно после этого с собой сделать. Если бы это случилось со мною…”
 
“Ничего исправлять не хочу. Я не писатель. Это у них бывает “том второй, дополненный и исправленный”. В 1943 году, когда ещё господь бог не знал, кто победит — Гитлер или Сталин, Владимир Иванович Немирович-Данченко в возрасте 84 лет заставил правительство советское открыть школу-студию МХАТ, а потом через четыре месяца умер. Представляете, если б не было школы-студии, значит, не было бы Олега Ефремова, не было бы Галки Волчек, не было бы Тани Дорониной, не было бы Олега Борисова. Никого бы из них не было. Вот это мысль! На нас ведь жизнь не кончается”.
 
Олег Табаков ушёл из жизни 12 марта. Ему было 82 года.