20:24

Генне: Я запрещал рисовать на фасадах детсадов радугу и бегемотов

  1. Новости
Архив "Клопс".
Советник губернатора по вопросам архитектуры Вячеслав Генне в эфире радио “Комсомольская правда — Калининград” рассказал о том, чем будет заниматься на новом посту и чему стоит поучиться у  белорусских строителей. 
 

О поездке на восток области

 
Недавно мы с губернатором проехали по восточной части региона — Черняховск, Гусев, Озёрск. Это была некая инспекция объектов, которые уже профинансированы или находятся в стадии проектирования. Интересовало, в частности, какой мы получим социальный эффект после их ввода. Я общался с коллегами  — главными архитекторами муниципалитетов, обсуждали конкретные проекты, которыми они озадачены, вопросы. связанные с историческим обликом этих городов, благоустройством.  
 

О престиже профессии

 
В муниципалитетах решения по облику городов  — я на собственной шкуре убедился — принимаются не архитекторами, а главами, депутатами, кем-то ещё. У архитектора функция исполнителя  — иди и рисуй, Моцарт. Формально полномочия связаны с рекламой, нестационарными объектами торговли. Ну что это за архитектор? А люди, если видят какую-то ошибку,  спрашивают, куда смотрит архитектор, хотя для него 95%  решений — просто сюрприз   
 
Мы в мэрии начали менять ситуацию — проводить градостроительные советы с привлечением большого числа профессиональных экспертов. Будем начинать эту работу в областном правительстве.
 
Мне понравилась идея  коллег из Екатеринбурга, которые организовали на площадке “Ельцин-центра” так называемую “Школу главного архитектора”. Здесь соединились интересы власти, инвесторов, социологов, экономистов, обычных горожан. Попробуем сделать что-то похожее, скорее всего, с КБ “Стрелка”, которое появилось  в прошлом году по инициативе губернатора. На такой площадке можно обсуждать, например, проекты,связанные с островом Канта, улицей Профессора Баранова, Октябрьским островом, чтобы избежать ляпсусов и ошибок.
 
В первую очередь будем оценивать архитектурную, градостроительную составляющую. Я всегда также думаю о социальном эффекте, то есть как воспримут то или иное решение горожане.  
 

Об острове Канта

 
Мы в минувшие выходные собирались с дендрологами, социологами и обсуждали, что нужно сделать с островом Канта. Я подготовил для губернатора небольшую презентацию, какие подходы существуют в парковом, садовом искусстве и что можно  на острове реализовать.Это три составляющие — растения, покрытие, малые архитектурные формы.
 
Парковая зона должна быть парковой. Там, где идёт торговля, подъезжает транспорт, должно быть прочное покрытие. Ну и малые архитектурные формы: лавки и урны такие ветхие, что нужна замена, и это станет событием.

О недовольных и “загубленном” Калининграде

 
Недовольных всегда много. Я сторонник максимально внутри себя найти аргументы, которые защитят ту или иную позицию.  
 
Загублен? Конечно, нет. У Калининграда стопроцентная узнаваемость, он уникальный, зелёный. Надо заняться благоустройством, и тогда пазлы потихоньку сойдутся.

О запросах потребителя и амбициях строителей

 
Я люблю Минск, Белоруссию, я там учился и часто бываю. Каждый раз у меня там целая программа, езжу на новые объекты. Это такой профессиональный допинг. Могу часами ходить по улицам и искать интересное.  
 
На этот раз мы попали в пригород Минска, и я был приятно поражён, увидев новый жилищный комплекс. Это монолитно-сборное домостроение, здания  от четырёх до 25 этажей. Жильё эконом-класса, но оно изобилует нотками, которые очень бросаются в глаза.
 
В центре микрорайона видел уникальной красоты детский сад, видимо, ясельную группу. Я у нас запрещал рисовать радуги и бегемотов на фасадах. Есть масса других приёмов  — колористика и качественные материалы.
 
Продуманы элементы, облегчающие жизнь колясочникам. Все подъезды заглублены внутрь, чтобы зонтик успеть открыть или ребёнок мог подождать у домофона.
 
Там нет уникальных вещей, но остановки оборудованы Wi-Fi,  на крыше расположены солнечные батареи, есть порты для USB.
 
На самом высоком здании квартала — большие часы. На 25-этажном здании —  градусник, который видно со всего Минска. И это не требования такие. Требования к застройщику везде обычные: чтобы здание прошло экспертизу и чтобы оно не развалилось. Это говорит о том, что у заказчика появились амбиции, и в каждом элементе работал архитектор. Как происходит часто? Так, ребята, козырьков нет над входом — согнули железный лист, засунули в каменную вату, вокруг засиликонили. Нет. в Минске подход совсем другой.
 
В Калининграде  уровень требований тоже растет: например, устанавливают зеркала в вестибюле, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Коллега из Саратова приезжал, я его водил по новостройкам, показывал, что такое серый ключ. Он говорит: “А у нас есть формат “дрова”: фанерная дверь, подоконников нет,. никакой стяжки, никакой штукатурки”.
 
Такого у нас нет, конечно. Но если инвесторы и застройщики обратят внимание хотя бы на ряд фишек — например, щётки для обуви у каждого подъезда, стоит три копейки, но это приятно. Что стоит поставить видеонаблюдение? Не так много для того, чтобы это появилось в прайс-листе. 95% —  это желание инвестора,. застройщика.

В декабре Вячеслав Генне покинул должность главного архитектора Калининграда и был назначен советником губернатора по вопросам архитектуры и градостроительства.
 
Подробнее о его поездке в Минск и статью о новом жилом квартале можно будет прочитать в февральском номере журнала “Строю и ремонтирую”.