текст: Кристина Бурнашова фото: Виктор Гусейнов
_______________________________________________________
Максим собирал фотографии Кенигсберга с 20 лет, покупая снимки на аукционах и в частных коллекциях. К 32 годам он издал уникальный в своем роде альбом «Параллельная память: 150 лет истории Кёнигсберга и Калининграда в фотографиях».
Конечно, я не планировал , что все превратится в такой серьезный проект, - рассказывает Максим. - Мне просто нравились фотографии. Когда я нашел первый качественный негатив, а это было изображение, которое еще не цитировалось ни в каких изданиях, даже немецких, я понял, что это нужно показывать людям. По мере накопления материалаи работы над этим проектом, которая продолжалась 8 лет, собрался из осколков и сформировался более-менее ясный пересказ истории города посредством фотографических образов.
Книга охватывает период с 1840 до 2012 года (примерно 172 года), т.е. это рассказ не столко о Кенигсберге самом по себе, а о его превращении в Калининград, наших попытках воспринять и переварить пепривычный культурный ландшафт, оставленный нам прежними обитателями.
Для Максима его книга гораздо больше, чем просто фотоальбом. Он не только собрал редкие фотографии в одном издании, а показал исторический срез. На страницах можно увидеть, как изменялись люди и городская среда.
Книга переведена на английский язык, и я был немного удивлен, что ею заинтересовались в Англии и Италии. Мне написали из Института восточно-европейских исследований, который занимается изучением изменения культурного ландшафта на территории постсоветских пространств. Предлагали приехать, выступить, но я не говорю на английском. Я отказался.
Никакого верхнего света, только настольные лампы и бесшумно работающий компьютер. Максим, сидя на полу, рассуждает, что такое город, у которого прошлое.
Вопрос не столько в наличии прошлого, сколько в способности общества использовать его, чтобы расти с ним быстрее, чем без него. Европейские страны — это место, где прошлое стало практическим уроком, который был пройден. Домашнее задание сделано, и люди с чистой душой пошли дальше.
Ты столько лет занимаешься темой Кёнигсберга, неужели у нее нет конца?
А что такое тема Кёнигсберга? Это как круги по воде, которые могут не пересекаться. В «Параллельной памяти» взгляд на Кёнигберг показан через людей. Следующая книга «Полет над Кёнигсбергом» будет более архитектурным проектом. В ней будут опубликованы снимки города, сделанные с воздуха. Разные авторы, разного времени фотографировали город сверху — с дирижаблей, самолетов. Этим летом планирую сделать еще несколько проектов, в том числе к 100-летию начала Первой мировой и посвященных бомбардировке Кёнигсберга в 1944 году. С одной стороны, все это замыкается на историческую тему, но везде показаны разные точки зрения. Все события в жизни многогранны. Порой то, что было в прошлом году, с трудом можно рассказать достоверно, что уж говорить об истории города, который был полностью уничтожен со всеми информационными источниками. Постоянно находишь какие-то осколки, которые дополняют картину. Процесс описания такого объекта, как Кёнигсберг, бесконечен.
Всегда можно сказать что-то новое, показать другие стороны.
Где бы ты оказался, если бы не увлекся историей Кёнигсберга?
Так сказать невозможно, стал бы программистом, жил бы в Европе. Что бы меня держало? Ничего. Достаточно страшно жить здесь, не имея дела, которое любишь. Вся жизнь человека определяется действием. Но только, если он действует осознанно, а не просто исполняет сервисные функции, находясь в состоянии рутинного существования, которое одинаково везде: в России, Индии, Америке... Когда ты выступаешь как автор, естественно, находишься в глубокой взаимосвязи с социумом и местом. Ведь твои действия изменяют окружающее пространство.
Вместе с другими коллекционерами Максим Попов при сотрудничестве с музеями Калининграда, калининградскими и европейскими фотоархивами
открыл виртуальный музей «Кёнигсберг», который насчитывает 10 000 изображений, карт, планов города, старой графики (museum-koenigsberg.ru).