13:38

Геометрия кадра

  1. Новости
Ты профессионально занимаешься фотографией, а в детстве, наверное, хотел стать космонавтом? У тебя это должно быть «в крови», ведь ты приехал в Калининград из Байконура.
Моя семья действительно долго жила на Байконуре, родители приехали оттуда только пару лет назад. Папа — военнослужащий, при распределении после института вызвался строить космодром, а мама принимала участие в запусках ракеты-носителя «Протон». Пока жил с родителями, несколько раз ездил на пусковые площадки космодрома — смотреть старты. Потрясающее зрелище! Пожалуй, это единственное, ради чего я бы туда вернулся. Но я не могу сказать, что с детства мечтал о космосе. Мне больше нравились компьютеры, программирование, поэтому ушел в электронику. И вместе с этим хотелось какой-то свободы, творчества. Ведь в программировании все очень строго и логично — цифровой мир построен на нулях и единицах, «да» и «нет», черном и белом.
 
И ты занялся коммерческой фотографией? Где логика?
В ней есть большая творческая составляющая. Интерьерная фотография, к примеру, очень сложна в техническом плане, это только кажется, что для творчества там места нет, что оно заканчивается на работе архитектора, дизайнера и декоратора. Что остается фотографу? Только поставить камеру и механически зафиксировать результат их труда? Но это только на первый взгляд. Очень важно уловить настроение, почувствовать объем, свет и донести это впечатление до зрителя.
 
И все же ты снимаешь не на заказ, а для себя, для души?
Несколько лет назад у меня возникло желание выйти из колеи коммерческой фотографии. Попробовать что-то иное, оставить загадку в четких линиях, сыграть на нюансах. Так появился проект L’incon[nue] — «обнаженная незнакомка». Задача была снять обнаженную натуру так, чтобы личность модели осталась неузнанной, но при этом не используя традиционные методы инкогнито: маски, нелепые шляпы, закрывающие лицо, «отрезание» головы границами кадра. Так появилась серия графичных черно-белых фотографий, в которых сохранился флер загадки — моделей на снимках не сразу узнавали даже их близкие подруги.
 
Ты считаешь фотографию делом своей жизни?
Да. Это очень обширная область деятельности. Чем больше я ею занимаюсь, тем шире ее вижу, тем больше узнаю нового. К примеру, в отличие от видео фотография лаконична: «в проект е L’incon [nue] участвов али не профессион альные мод ели, а просто смелые девушки , желающие поп робов ать себя в необ ычном жанре».всего один кадр, в котором заключен момент с его настроением, смыслом. На современного человека ежедневно обрушивается лавина визуальной информации. Фототехника никогда не была настолько доступной, любой человек может купить камеру и начать снимать. С одной стороны, это плохо — визуальной информации слишком много, никто уже не обращает на нее внимания, просто нет времени. Но с другой — у талантливых людей появилось больше возможностей выразить себя. В будущем, скорее всего, мы вернемся к снимкам, в которых главную роль будет играть идея. Мне очень интересно, как фотография развивается, чем все закончится. Перейдет количество в качество или появится что-то другое. Я наблюдаю за всем этим, но тенденции пока не уловил.
 
За чем ты еще наблюдаешь?
За жизнью. Моя работа и мое творчество заключаются в том, что я замечаю вещи, которые большинство людей не видят. В самых обычных мелочах. Вот смотри, как падает тень от фонаря. Десятки прохожих спешат мимо, но мало кто видит эту тень, эти ажурные контуры. А ведь это словно параллельная вселенная.
 
Твое техническое образование помогает в профессии фотографа?
Определенно. Ведь я занимаюсь технически сложным видом съемки. Мне нравятся эта четкость, выверенность линий, геометрия, но иногда я ловлю себя на том, что мне не хватает немного хаоса, «творческого беспорядка». Если бы я был гуманитарием, наверное, выбрал бы более артистическое направление, например, натюрморт или портрет. Но у гуманитариев, пришедших в фотографию, бывают свои проблемы: им легче почувствовать атмосферу, но бывает сложно ее передать.
 
У меня складывается впечатление, что цвет присутствует только в твоих коммерческих работах — интерьере, рекламе, а за пределами работы жизнь черно-белая.
Напротив. Моя жизнь очень цветная. Я люблю осень. На Байконуре, где я вырос, золотая осень бывает далеко не каждый год: жаркое лето сразу переходит в ледяную зиму. А здесь... В Калининграде я впервые увидел, что осень может наступать строго по календарю: 1 сентября. В прошлом году я предложил друзьям отправиться на «фотоохоту» — впятером сели в джип и поехали в Железнодорожный. Маршрут я прорабатывал два дня, чтобы охватить как можно больше интересного за короткий осенний день. Поездка получила название «Не вовремя!».
 
Странное название...
Оно не относится к времени года, а к обстоятельствам. Предствьте себе: 7 утра, пустынная дорога, ни души. Только мы с фотоаппаратами. И вдруг из-за поворота выезжает мужичок на велосипеде с каким-то нереально добрым, обескураженным выражением лица. Проезжает мимо, говорит: «Не вовремя» и скрывается за поворотом. Эта фраза и стала настроением всей поездки: странные места, странные люди, необычные кадры. Ощущение «Алисы в Стране чудес».
 
Как ты думаешь, фотограф теряет ценность момента, смотря на событие через объектив?
Есть такое. Одно время я снимал фестиваль «Дон Ченто Джаз» и понял, что, когда смотришь через объектив камеры, жизнь ограничивается размерами кадра и ты перестаешь ощущать происходящее. Поэтому на джаз-фестиваль теперь я беру «мыльницу», сделать портреты друзей в антракте.
 
Можно по фотографиям определить характер фотографа?
Конечно, это же отражение его внутреннего мира. По моим, например, можно сказать, что я не люблю толпу и люблю геометрию.
 
P.S. C фотографиями Александра Шевцова можно познакомиться на его сайте: http:\\www.alexandershevtsov.com\.
С интерьерными работами — в этом номере журнала на стр. 30.