Фестиваль DMY, который каждый июнь проходит в ангарах старого берлинского аэропорта «Тимпельхоф», выпадает из ряда традиционных дизайнерских выставок. Здесь каждый стремится выделиться, поразить своей оригинальностью, «встать на уши» — одним словом, сделать все, чтобы его заметили.
Участники фестиваля — это молодые дизайнерские студии, начинающие дизайнерыодиночки, школы искусств, колледжи и институты. На DMY у них есть шанс встретиться с «большим заказчиком» и начать работать на такие крупные концерны, как IKEA. В свою очередь, для посетителей фестиваля — это шанс удивиться, подсмотреть оригинальную идею и что-то попробовать сделать самим. Благо все материалы, которые применяет креативная поросль, зачастую буквально валяются под ногами.
Трендом DMY этого года можно смело назвать деревянные поддоны для транспортировки грузов. В своих экспозициях их не использовал только ленивый. Небольшая дизайнерская студия Reditum из Кельна превратила палеты в стеллажи и полки. В качестве связующего материала используются резиновые полосы из старых велосипедных шин и железные уголки из металлолома.
«Каждое изделие уникально, ведь все «ингредиенты» много путешествовали в своей прошлой жизни и рассказывают собственную историю,— рекламирует свое творение Марк Рексрос. — Это наше умение мыслить нестандартно и с чувством реальной стоимости». Реальная стоимость составляет около 65 евро за «кубик».
Польский дизайнер Барточ Муха превращает в забаву все, что попадается на глаза, например, одежную щетку. Если уж не детям, то врослым эта вещица наверняка понравится.
Дизайнер Якуб Сжужни из Варшавы предложил оригинальную идею оформления чиллаутов. Раскидистое дерево, под которым можно растянуться на шезлонге, несет «идеологическую функцию» и носит название «Байки о Варшаве». «Здесь собрано более 200 удивительных историй о польской столице, о том, что здесь было, есть и могло бы произойти, — рассказывает автор, — они написаны на маленьких открытках, которые, словно листва раскидистого дерева, укрывают человека от забот. Каждый гость выставки может унести частичку Варшавы с собой».
Яйцеголовые чудища служат для того, чтобы гасить агрессию детей и взрослых. Их можно пинать, валять, прыгать на них сверху. Придумала их дизайнер из Лондона Брайт Лисснер, которая увлеклась проблемой изучения эмоционального влияния мебели на человека. Выпускаются игрушки-пинашки в двух размерах — высотой 0,8 и 1,4 м. Сделаны из хлопчатобумажной ткани с поролоновой набивкой и совершенно безобидны. Стоимость рослого чудища около 350 евро.
Тяжелое детство — деревянные игрушки? Дизайнеры из студии Formfreud Натали Хегер и ее муж Маттиас, которые живут и работают в Потсдаме, считают в точности наоборот. Они утверждают, что деревянные игрушки ручной работы очень нравятся детям! Играть ими можно от 0 и до бесконечности — у людей старшего поколения они пробуждают ностальгические чувства. Стоимость деревянной машинки от 35 евро.
Желание расслабиться дома и полениться служит постоянным вдохновением для Ханны Эмели Эрнстинг из Франкфурта-на-Майне. Ханна любит животных, но подходит к ним предельно функционально. Ее подставки для ног похожи на поросят, слонов и собак. На них можно закинуть ноги, сидя в кресле или на диване, а заодно закутать ступни в мягкую ткань обивки. «Это мой игривый подход к меблировке жилого пространства, — комментирует Ханна свой «зоопарк», — у каждого пуфа есть имя, и их можно коллекционировать».
«Не верь глазам своим» — под этим слоганом работает дизайнерский дуэт из Берлина Янина Лютер и Леиф Эрик Мадзен. К дизайну интерьера они подходят как к шоу иллюзионистов. Колючее кресло из железных шипов на самом деле выполнено из поролона и заключено в каркас из пластиковых водопроводных труб. А кресло, напоминающее металлический ершик для чистки кастрюль, имеет «обивку» из мягкой шуршащей фольги.
Мягкие табуреты и стулья голландского дизайнера Ламберта Кампаса несут в себе глубокий философский смысл. Дословно название коллекции переводится как «разжиревшая мебель». Разработаны стулья по заказу немецкого музея окружающей среды, сотрудники которого выразили озабоченность растущим количеством людей, страдающих избыточным весом.
Яркие войлочные стульчики как бы говорят: «Посмотрите, как выглядят «тонконогие табуреты», когда они набирают лишние килограммы!»
Терпение и труд все перетрут — кажется, для юной студентки из Лодзя Маргажеты Чведорук это главная заповедь. Для своего коврика-лежака она вручную изготовила 1 000 мягких элементов, истратила на нее 15 метров ткани и 4 месяца работы. «Это единственный экземпляр, — говорит начинающий дизайнер, — и для меня он бесценен!»
Хочешь — полка для книг, а хочешь — стеллаж для домашнего огорода. Дизайнер из Лейпцига Йорг Брачман никогда не «навязывает» предмету одну функцию.
Главное, что его стеллажи компактны, удобны и легко собираются. Выставив несколько «этажерок» в ряд, можно получить мобильную зеленую перегородку для зонирования помещения.
Так Йорг привносит частичку живой природы в городскую повседневность.
Швейцарский дизайнер Никки Крайс для своих ажурных стульев также использует лазерную резку, но не по дереву, а по металлу. Никки – девушка не из робкого десятка, в прошлом году она открыла свою собственную студию Kreisdesign в Лондоне, где «нарезает» под заказ ажурную мебель в основном для гостиниц и ресторанов.
В этом году на DMY особо масштабно были представлены польские дизайнеры. Всего около 40 студий, школ и колледжей из Польши привезли в Берлин свои работы. Студентка из Лодзинской академии искусств Анна Кониска придумала огромный светильник из искусственного меха. По словам автора чудища, это не просто источник мягкого ночного света, а настоящий друг — во включенном состоянии мохнатый светильник немного вибрирует и ласково урчит.
Кресло-трон Hydra берлинских дизайнеров Джошуа Броса и Йорга Хёльте из студии Hausen сделано из вспененного полиуретана. Ячеистая форма заимствована у одноклеточных простейших животных, обитающих в Тихом океане. Кресло «Гидра» разработано в сотрудничестве с известным научно-исследовательским центром Германии, институтом Frauenhofer. В чехол из ультранадежной синтетической ткани задувается пенополиуретан, который, расползаясь как по венам, заполняет все полости чехла.
Стулья, на которых непонятно как сидеть, — своеобразный хит DMY-2013. Но это только на первый взгляд. За самой причудливой формой кроются нестандартное мышление ее автора и комфорт. Стулья дизайнера и фотографа из Мадрида Сесилии Альварес Фернандес-Балбуена внешне походят на лошадиное седло и предназначены для короткого отдыха между работой в саду. Название короткое, как усталый вздох: «Уф!» Стулья изготовлены методом лазерной резки из ламинированного листа MDF, отдельные части скреплены болтами. Объединив два-три стула, можно получить весьма импозантную садовую скамейку.