О ЛЬГОТАХ И ТАРИФАХ
- Николай Николаевич, какие сейчас приоритетные задачи стоят перед правительством области?
- Мы ставим несколько основных задач. Первая – снизить риски от «проблемы 2016». Вторая связана с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года и реализацией госпрограммы. Есть направления, которые мы считаем приоритетными. Одно из главных - развитие промышленных парков, которые могут заменить те предприятия, которые, возможно, уйдут в 2016 году. Ведем переговоры. Уже есть промышленные парки, которые имеют инвесторов. Как только мы приступим к работе по подведению коммуникаций, сетей и дорог, они готовы одновременно начать работу по строительству производств. Для этих целей создана корпорация развития. Она достаточно эффективно работает.
- А другие задачи?
- Сегодня мы конкурируем своей продукцией со всеми регионами России. И мы неудобный конкурент, потому что у нас таможенные преференции. Мы не платим НДС и таможенную пошлину, ввозя сырье. Но, в то же время, у нас есть другие риски. Они связаны с транспортной доступностью. И эти ограничения являются следующим препятствием, которое необходимо убрать. Мы не сможем конкурировать ни с одним регионом РФ, если не обеспечим равные условия по перемещению грузов на основную территорию РФ, то есть к рынкам сбыта. Поэтому задача №1 сегодня – отработать с правительством РФ вопрос выравнивания тарифов для калининградских грузов: как в сторону Калининграда, так и из Калининграда.
Эта работа уже ведется. Нам субсидируют билеты на авиационное сообщение до Санкт-Петербурга и Москвы. Сейчас обсуждаем вопрос с Минтрансом, как сделать льготные билеты еще и для иностранцев. Есть договоренность, не до конца оформленная, по перевозке автомобилей, собранных на «Автоторе». Сейчас мы отрабатываем с Минэкономразвития РФ вариант субсидирования перевозки грузов в сторону Калининграда и Калининградской области.
- Высокие тарифы на электроэнергию тоже сдерживают развитие бизнеса.
- Вопрос формирования тарифов на электроэнергию очень важен, его сегодня обсуждают во всех ассоциациях. Сегодня стоимость киловатта практически сравнялась со стоимостью в Литве. Чуть-чуть у нас пониже. И если в следующем году произойдет повышение, то мы будем неконкурентоспособны. Кроме того, есть проблема таможенного администрирования.
Эти три составляющие - тариф, таможня и транспорт, - очень важны с точки зрения роста экономики региона. Поэтому нам нужны компенсирующие меры, компенсирующие потери преференций, предусмотренных ФЗ №16.
АНАЛОГ ДРУСКИНИНКАЯ И НЕ ТОЛЬКО
- Вы много говорили о развитии туризма. Как развивается это направление?
- Туризм - это серьезный сегмент экономики. Недавно, мы подписали с компанией «ПИК» протокол о намерениях по инвестициям в 10 млрд. рублей. «ПИК» уже заканчивает проектирование сети к земельному участку в районе Светлогорска, финансово-экономическое обоснование концепции развития этой территории. У них там порядка 90 га, они готовы отдать часть земли под наши объекты, например, под спортивную базу к ЧМ по футболу. Они готовы за свой счет построить 5-звездочную гостиницу по требованиям ФИФА. Но мы пока не приняли решения, что именно там будем строить.
Кроме того, у нас уже есть инвестор, который заканчивает финансово-экономическое обоснование по строительству аквапарка на побережье, его презентация пройдет на следующей неделе. Так же есть планы по строительству семи отелей на побережье.
Отдельной строкой идет познавательный туризм. Прежде всего, - памятники исторического наследия, которые мы постепенно восстанавливаем. Первый объект – это кирха в Озерске. Она передана муниципалитету в безвозмездное пользование на 49 лет. Там будет создан культурный центр с возможностью концертного зала.
Мы думаем о включении замка в Гурьевском районе в программу. В следующем году должны приступить к его ремонту. Также возможно использование замка в Гвардейске. Сейчас мы обсуждаем возможность огородить эту территорию и ее использовать. Это задача на следующий год.
В целом же, для восстановления всех замков и кирх нужен не один десяток лет. Но «законсервировать» эти объекты, не допустить их разрушения и отремонтировать наиболее важные возможно и сейчас.
Еще одна тема - оздоровительный туризм. Существует проект «Новый город», у него уже есть конкретные очертания. Смысл в том, чтобы создать у нас на побережье своего рода аналог Друскининкая. Большой диагностический центр, вокруг гостиницы, санатории и пансионаты. На Виштынецком озере планируется целый комплекс туристических объектов.
Ну и морской туризм. На реке Тростянка заканчивается проектирование марины. Маршрут по Куршскому заливу мы отработали, он уже функционирует. Режим «72 часа без визы для иностранцев» уже функционирует.
Мы недавно проводили встречу с общественностью. Они проблемы туристической привлекательности связали, в том числе и с отсутствием туалетов на пляжах. Это, конечно, очень важная проблема. И я дал поручение на следующий год разработать программу, четко определить где, какие и сколько. Мы поможем муниципалитетам в этом вопросе. Хотя, в Европе, например, туалетов на пляжах нет, но все же решение принято, и будем реализовывать.
О ПОДРЯДЧИКАХ И МУНИЦИПАЛАХ
- Хотелось бы спросить о более локальных проблемах. Стадион на Сельме закрыт, там проволока, собаки, охрана.
- Я с удивлением узнал, что туда не пускают жителей заниматься спортом. Этот стадион строила польская компания, начинала строительство еще в 2008 или в 2009 году. Сейчас компания в процедуре банкротства, средств у них на достройку нет. В прошлом году мы приняли решение достраивать стадион самостоятельно. Объект еще не сдан, но под руководством тренера там занимаются дети. И на беговой дорожке никто не должен запрещать бегать.
- Рядом дворец спорта «Янтарный». Там все рушится: на глазах проваливается плитка, с крыши текут потоки воды. Практически нет вентиляции. Кто-то ответит за это безобразие?
- Мы судимся. Он начал разрушаться еще до открытия. Мы уже потратили более 200 млн. рублей на проектирование пожарной сигнализации и дымоудаления. Сейчас заканчиваем работу внутри. Осталось построить резервуары для воды, доделать водопроводный коллектор. А это еще порядка 70 млн. рублей. Вот такой объект.
Конечно, он не предусмотрен для проведения концертов, - должна быть другая акустика, другая сцена. В Калининграде вообще нет ни одного большого концертного зала.
- Как в будущем застраховаться от таких ситуации?
- Сегодня регион выбирает подрядчика на конкурсной основе. И риски, что на объект придут недобросовестные исполнители, остаются. Они есть даже на стадии проектирования. Что сделало правительство, чтобы минимизировать риски? Мы создали единую службу заказчика внутри правительства, набрали специалистов. Они отслеживают выполнение работ от стадии формирования технического задания до стадии проектирования.
Есть проблемы на стадии экспертизы. Мне пришлось уволить одного из руководителей экспертизы, назначить другого. Безусловно, в случае недобросовестной работы, мы будем привлекать к ответственности, как проектировщиков, так и представителей экспертизы.
Стадия экспертизы очень важная. Ведь все недостроенные объекты прошли экспертизу, в том числе дворец спорта «Янтарный», школы, детские сады, которые имеют проблему с достройкой, театр эстрады. Как они эту экспертизу прошли? Ни один человек за это не ответил. Сейчас мы в прокуратуру передали как минимум шесть эпизодов по прохождению экспертизы. И ждем активных действий от правоохранительных органов.
Новые объекты, которые мы проектируем, уже более качественные. К сожалению, в регионе недостаточно проектных институтов, а количество строящихся объектов возрастает. Мы уже провели переговоры со специалистами из Москвы и Казани, из Польши. Они могут работать у нас на субподряде.
- Калининградская область отстает по срокам реализации ФЦП. В чем причины?
- К сожалению, нынешний объем неисполнения ФЦП долго копился - и в 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах были неисполнения в рамках программы. Часть проблем – это некачественная проектно-сметная документация, некачественная экспертиза. Другая причина - отсутствие компетенции у муниципалитетов на стадии формирования технического задания. Они не могут качественно спроектировать объекты.
Полтора года назад мы предложили передать полномочия по проектированию нам, но часть муниципалитетов отказалось. А потом прокуратура опротестовала наше решение, - это полномочия муниципалитета. В результате у нас появляются детские сады за 300 млн. рублей в Балтийске.
Сегодня достаточно опыта и компетенции в проектировании у Калининграда, Советска, Гурьевска, Зеленоградска, Светлого, частично Пионерского и Светлогорска. Остальные муниципалитеты не имеют компетентных специалистов.
БИЛДИНГИ ИЛИ ДОМА ПОД СТАРИНУ?
- По проекту «Сердце города». Когда его представляли в правительстве, озвучивались достаточно смелые идеи. Понравились ли они вам, и когда мы сможем наблюдать за их реализацией?
- Сделана культурно-историческая экспертиза, сейчас формируется техническое задание. Потом будут общественные слушания, будет объявлен международный конкурс до конца года. Мне презентация понравилась. Конечно, там были разные, грандиозные идеи, например, закопать Московский проспект. Но это лишь возможные варианты. В рамках конкурса будет решено, какие идеи сохранять, какие - нет.
Я считаю, что в Калининграде должен быть исторический центр, который сегодня отсутствует. Он может повторять архитектуру Восточной Пруссии. Если мы говорим о концепции воссоздания Королевского замка, - здесь нет общего мнения: будет ли это стопроцентное воссоздание на руинах или частичное. Есть мысль просто закрыть руины куполом. Платить, в любом случае, будет государство. Работы по восстановлению замка включены в госпрограмму.
Если говорить в целом про эту территорию, то это успешный инвестпроект. Вопрос в том, что там строить. Каждый квадратный метр должен окупаться. Если построим большие билдинги, он окупятся быстро. Но я считаю, что нужно ограничить строительство пятью-шестью этажами в восточно-прусском стиле. Если регион выставит требования по внешнему облику и ограниченности этажности, и для инвестора это будет нерентабельно, то власти могут предложить бизнесменам дополнительно где-нибудь землю под строительство. Почему нет? Это дискуссия, диалог. Сегодня у областного правительства с администрацией Калининграда есть понимание по этой теме.
ПРО БАЙКЕРОВ И НУДИСТОВ
- На нашем зеленоградском пляже полно нудистов. Надо ли, на ваш взгляд, выделять им отдельную территорию?
- Если люди хотят загорать голышом, пусть загорают. Но должно быть специально отведенное для этого место. Они могут обратиться в муниципалитеты. И муниципалитет выделит им специальную территорию на пляже.
- Вы следили за судьбой Павлика, которого родители оставили в роддоме из-за патологии руки. Это ваш личный интерес?
- Я отслеживаю судьбу этого мальчика. Мне не понять то, что его бросили из-за того, что ручка чуть-чуть повреждена. Мне в принципе непонятно, когда детей оставляют. Слава Богу, что вопрос с усыновлением решился.
- Что вы думаете о байкерах? Горожане жалуются, на шум, который они создают…
- Байкеры – это стиль жизни, состояние души. Я отношусь к ним вполне нормально. К сожалению, сам только раз в год достаю свой мотоцикл, когда мы ездим на мемориальный комплекс в Бранево.