К сожалению, в истории с самоубийством 14-летней школьницы из Советска большинство обывателей интересуют не столько этико-моральные аспекты, сколько скандальные, если не сказать, скабрезные, подробности. Калининградцы в этом отношении не уникальны: интерес, который к «советской трагедии» проявляют сейчас, например, некоторые федеральные телеканалы, примерно того же рода. Тем более, что подогревают сюжет древние, как мир, страсти - любовь, ревность и коварство, - наложенные на модерновые приспособления вроде видеокамеры мобильного телефона и интернета. Сочетание, практически идеальное для ядреного медийного "мыла".
ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА…
Вкратце напомним ход событий. 19 мая Ася (имя изменено. - Ред.) ушла из дома и не вернулась. Пропавшую без вести сначала искали родные и волонтеры, а потом ее мать обратилась с официальным заявлением в правоохранительные органы. К поискам привлекли полицейских и спасателей МЧС, которые прочесали весь Советск и его окрестности. Результата, однако, поиски не принесли. Только спустя сутки тело школьницы обнаружил пограничный наряд, патрулировавший акваторию реки Неман. При внешнем осмотре признаков насильственной смерти судебно-медицинские эксперты не обнаружили. И криминалисты пришли к выводу, что несовершеннолетняя добровольно свела счеты с жизнью "путем утопления".
Впрочем, как почти сразу же выяснилось, роковое решение Аси считать в полном смысле добровольным едва ли возможно. Судя по информации, ставшей достоянием следствия, девочку могли довести до самоубийства. На такой случай в УК РФ имеется соответствующая статья, по признакам которой и завели уголовное дело. Правда, заведено оно изначально по факту события – никакому конкретному лицу обвинение пока не предъявлено. Но это государственные структуры обязаны следовать всем официальным процедурам и нормам, в том числе этическим. Не обязанные соблюдать подобные условности советчане с личностями преступников, похоже, быстро определились. Советск - город маленький, все друг друга знают едва ли не в лицо. И та небольшая компания, в которой последнее время Ася проводила почти все свое свободное время, горожанам была известна.
- С Асей и ее родителями я знакома уже лет десять, - с того момента как поселилась в соседней комнате общежития, - рассказывает Елена Алешкевич. - Эта девочка, а ей тогда было всего четыре года, нас сразу же поразила своими шикарными длинными волосами и обаятельной улыбкой. И по характеру она оказалась очень приветливой, вообще производила впечатление… какой-то надежности, что ли. Во всяком случае, когда моя дочка (а она на два года старше!) с Асей вместе играла или гуляла, я за своего ребенка была полностью спокойна. А как Ася рисовала! Как-то они вместе к новому году у нас в холле общежития изобразили огромную картину. Елку наряжали тоже на загляденье. В общем, девочка, конечно, очень была талантливая…
РАЗВОД И ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ
В гимназии №1 Советска, где с первого класса училась Ася, утверждают, что изменения в характере девочки наметились после развода ее родителей. И без того непростой жизненный период, к тому же, пришелся на переломный возраст, когда психика любого подростка подвергается непростому испытанию взросления и гормональных всплесков.
- В классе у девочки, как нам кажется, не было близких друзей, - делится своими впечатлениями об ученице директор общеобразовательного учреждения Елена Кобзева. - Она даже не пыталась как-то выделиться из общей массы. Сама никогда и ни в чем инициативу не проявляла, но если что-то поручали, всегда выполняла аккуратно. Рисовала Ася и в самом деле очень хорошо, поэтому ей, например, часто поручали оформлять какую-либо наглядную агитацию. Успеваемостью особой тоже не отличалась - училась, можно сказать, средне.
По словам знакомых, отец Аси, даже обзаведясь новой семьей, старался по мере возможностей принимать участие в судьбе своего ребенка.
- Денис наших девочек вместе в Краснознаменск возил, - вспоминает соседка по общежитию. - Там у Аси дедушка живет. Нет, дочь он без внимания не оставлял, так что я бы не стала утверждать, что Асю мать в одиночку воспитывала.
Светлана, мать Аси, сразу после трагедии тоже утверждала, что отношения у нее с дочкой были доверительными. И всегда вполне дисциплинированно приходила в школу по вызовам учителей, которые обеспокоились участившимися пропусками Асей занятий.
- Правда, не сказать, чтобы это помогло, - признается директор. - Родительница, наверное, старалась что-то предпринять. Хотя и сама нередко присылала записки, оправдывая прогулы дочери, или звонила и предупреждала, что Ася сегодня в школу опять не придет.
То, что с ученицей творится что-то, откровенно не вписывающееся в рамки классической педагогики, наконец, стало окончательно ясно и гимназическому психологу. Не обладая необходимыми возможностями для самостоятельных действий, он предположил, что Асе отнюдь не помешала бы помощь профильных медицинских специалистов. Это мнение еще более окрепло после того, как прошлым летом девочку заметили за распитием спиртных напитков.
В отличие от медиков, которым, чтобы начать действовать, необходимо заручиться согласием родителей подростка, полицейские куда свободнее в маневрах. И Асю поставили на учет в отделе по делам несовершеннолетних, а заодно и на внутришкольный учет. Позорным клеймом этот факт по современным понятиям не считается, но сам по себе в глазах окружающих кое о чем свидетельствует. По крайней мере, ответственным лицам потом есть, на что ссылаться.
А вот волновал ли незавидный статус саму девочку - вопрос. Говорят, что она пользовалась малейшей возможностью, чтобы вновь оказаться среди своих приятелей, которые почти все были старше ее на пару-тройку лет. «И все не из нашей школы!» - подчеркнули в гимназии, живо напомнив бессмертного товарища Саахова из популярной кинокомедии. Но, к сожалению, в том, как развивались дальнейшие события, смешного ничего не было.
ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР
Сразу необходимо предупредить, что с этого момента мы ступаем на зыбкую почву всевозможных предположений. Наверное, стоит надеяться, что все точки над «i» расставит следствие. Но до его окончания еще далеко, а пока рядовые горожане предпочитают говорить по большей части намеками, ссылаясь на подписку о неразглашении следственных процедур, зато обещая выложить всю правду после судебного процесса. А он ведь еще должен состояться, - что пока не факт! Криминалисты, как положено, тоже блюдут тайну того самого следствия. И тех, и других можно понять. Если дело все же дойдет до суда, это станет едва ли не первым прецедентом в Советске! Да и доказать обвинение с учетом реалий отечественного законодательства будет сложно. Так что, утечка информации на предварительном этапе расследования действительно крайне нежелательна.
Короче, судя по всему, Ася влюбилась. Те из читателей, кто сохранил в памяти хоть какие-то фрагменты детских воспоминаний, знают, насколько обуревает первое по-настоящему сильное чувство. Говорить о сдержанности и рассудительности в этой ситуации просто глупо - на такое способен редко кто, даже из куда более умудренных жизнью людей. Знавшие Асю подтверждают, что вела она себя совсем не на свои четырнадцать. Может, стремилась вслед за старшими товарищами поскорее повзрослеть? Так или иначе, но, как полагает следствие, школьница вступила с объектом своей любви в интимную связь.
- Один из таких моментов удалось снять на видеокамеру мобильного телефона другому сверстнику девочки, - изложили в региональном Следственном управлении одну из рассматриваемых версий.- Мальчишка тут же организовал рассылку «клубнички» своим приятелям. Вскоре об этом узнала девушка, с которой интимный партнер Аси гулял прежде. И пригрозила сопернице местью: дескать, она выложит видеосъемку в интернет. Решающий разговор состоялся 19 мая.
Как рассказала Елена Алешкевич, ее дочь в этот момент была рядом с Асей. Та выслушала то, что говорили ей в трубку, разрыдалась и побежала прочь.
- Дочка попыталась было ее догнать, но не смогла, - сожалеет Елена. - Я уже потом о произошедшем от нее узнала. Сначала думали, что Ася вернется, после того как где-нибудь в укромном месте посидит, выплачется - ну, знаете, как у девчонок бывает? Потом решили, что могла поехать к деду в Краснознаменск. Ну а когда окончательно поняли, что дело неладно, принялись ее уже целенаправленно искать. Я бы, признаюсь, немедленно в полицию обратилась, почему Светлана с заявлением тянула, не знаю. Но как вышло, так вышло.
БЕЗ ШАНСОВ ВЫЖИТЬ
- О том, что эта девочка пропала, я узнал совершенно случайно, - говорит заместитель руководителя Советского межрайонного следственного отдела Александр Сафронов. - Просто домой езжу на автобусе, и вот 20 мая на остановке увидел объявление: такую-то разыскивают волонтеры. К нам никакая информация по этому поводу еще не поступала. Только 22 мая пришла мать несовершеннолетней и сказала, что последний раз она видела свою дочь три дня назад! Как вскоре выяснилось, в последнее время девочка фактически была предоставлена сама себе. В какой-то момент родители контроль над ней утратили. Все свободное время она стала проводить на улице, которая, естественно, ничему хорошему ее научить не могла.
Как теперь предполагается, Ася, уверившись в том, что ее личная жизнь будет отдана на всеобщее поругание (насчет пользователей интернета она никаких иллюзий не питала), устремилась в сторону бывшего речного порта Советска. Побывав там, мы, кроме пары бездействующих кранов и безлюдного берега, ничего не увидели. Однако местные жители говорят, что территория заброшенного предприятия пользуется популярностью у местной молодежи. Юные и не очень советчане частенько отдыхают на импровизированном пляже с видом на Евросоюз. По некоторым данным, именно в кабине одного из портовых кранов и была сделана запись злосчастных кадров с участием Аси и ее возлюбленного.
- Шансов выжить после падения в воду у девочки не было, - полагает следователь Сафронов. - В прежние времена там швартовались корабли, поэтому фарватер сделали соответствующий - сразу у берега глубина метров пять. Плюс сильное течение. К тому же, школьница плавать не умела. По всей вероятности, ее мгновенно затянуло на глубину, а Неман как раз был полноводным после позднего таяния снега и недавних дождей. Поэтому тело утопленницы миновало все речные отмели - обнаружили погибшую аж в 15 километрах ниже по течению.
26 мая, когда стал известна предыстория суицида, возбудили уголовное дело. Наказание, надо заметить, предусмотрено не чрезмерно суровое - в пиковом случае до трех лет лишения свободы. Да и то виновного (или, все-таки, виновную?) еще нужно определить. Многое может выясниться после проведения уже назначенной посмертной психолого-психиатрической экспертизы, в ходе которой личность и черты характера юной самоубийцы станут предметом самого пристального изучения.
Тем временем, по слухам, в Советске уже предприняли попытку самосуда над тем самым возлюбленным Аси. Хотя, наверное, это слишком громкое определение в нашем случае - парню, который повел себя не как мужчина, просто набили морду. Да и то потом, как он сам утверждал, извинились, ибо советский Казанова ходит в каких-то там некрупных авторитетах.
P.S.
По информации из Управления Следственного комитета России по Калининградской области, на протяжении последних 10 лет в Советском городском округе свели счеты с жизнью двое детей - 12 и 14 лет от роду. Еще один подросток по независящим от него причинам не сумел довести свой страшный замысел до конца.