12:51

Идеальная жизнь

  1. Новости

золошков.jpg

 

 

 

 Котантин
Золошков,
историк.

На рубеже XIX – XX веков в прусской столице закладывались новые районы, одним из которых стал Амалинау. Эту часть города можно было назвать примером ансамблевого проектирования — целостный подход к оформлению отдельных помещений и стремление к их ансамблевому решению отражали характерные признаки архитектуры модерна.

Концепцию застройки Амалинау и основную работу по проектированию провел Фридрих (Фриц) Хайтманн. К строительству отдельных вилл он привлекал достаточно известных восточнопрусских архитекторов: Курта Фрика, Фридриха Ларса. Здесь они были вольны воплощать свои собственные замыслы.

Греховная жизнь

Распространенные в то время в Европе градостроительные и архитектурные концепции во многом перекликались с идеями италь­янского Возрождения — жизнь за городом в контакте с природой. Более того, в эпоху Возрождения в массовых представлениях городское существование рассматривалось как греховное, а сельская жизнь, проводимая в заботах о процветании имения, возводилась в культ. В начале XX века городская жизнь греховной, конечно, уже не считалась, но "усталость от города" обратила Европу к поиску гармонии — человека и природы.

2.jpgВ начале XX века еще были распространены общественные настроения, близкие неоромантизму, который проповедовал идеал силы, энергичности, верности долгу и национальному духу. Неоромантические мотивы в немецкой архитектуре заметны в облике виллы "Хейманн" (Огарева, 33), построенной в 1890 г.

В XVI веке под понятием "вилла" стал подразумеваться воспетый в философских трактатах особый стиль жизни, комплекс идеальных предписаний, выполнение которых позволяло достичь гармонии с миром. Вилла в Амалинау — это тоже образ жизни, в основе которого забота о человеке и удобство жизни. Виллы возводились по типу villa suburbana (лат. - "дом в окрестностях"), т.е. пригородных домов с земельными участками, где хозяевам предлагалось устраивать небольшие сады. Вообще отдельно стоящий пригородный дом на одну семью считался в Германии образцовым видом жилища. Поиск наилучшей формы жилья вызвал к жизни в Амалинау интересные архитектурные образы и намеки...

3.jpg 4.jpg

6.jpgВ духе Палладио
Кенигсбергские архитекторы при работе над Амалинау обратились к палладианству — идеям Андреа Палладио, величайшего итальянского архитектора, который в 1570г. опубликовал "Четыре книги по архитектуре". Изложенная в них система пропорционирования составила прижизненную и посмертную славу итальянца. К гармоничному проектированию Палладио обратился и немецкий архитектор Ларс при работе над виллой "Винтер".

Вилла "Винтер" (Каштановая аллея, 26–28) создавалась как бы в противовес виллам, построенным в модерне.
Для этой виллы архитектор Ларс заимствовал в палладианстве одномаршевые криволинейные лестницы, устроил большие окна с перпендикулярными переплетами, установил колонны. 

7.jpg 

Из эпохи Возрождения

Некоторый отсыл к итальянским виллам Возрождения предлагает вилла "Кроне". Она возведена на искусственном холмике, что должно было подчеркнуть связь с представлениями римлян и греков и архитекторов Возрождения, что виллу рекомендуется устанавливать только на возвышении.

 Вилла "Кроне" (Каштановая аллея, 5). В здании предусматривалась лоджия, что позволяло открыть внутреннее пространство комнат природной среде, а жильцам наслаждаться садом и свежим воздухом.

8.jpg
 
В стиле модерн

Обращение к образам природы присуще для вилл в стиле модерн. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл орнамент. Примером может служить здание на улице Бородинской. Дом был построен в 1905 г. все тем же Фридрихом Хайтманном.