11:06

С калининградских улиц исчезает брусчатка

  1. Новости

Туристы из "большой" России, впервые приезжающие в Калининград, первым делом обращают внимание на калининградские дороги — асфальтированные, неоднократно залатанные "ямочным ремонтом", и мостовые, выложенные еще немецкой брусчаткой. И если первые повергают гостей города в грустное недоумение, вторые – вызывают настоящее восхищение.

- Ваши дороги напоминают мне улицы, по которым ездил Штирлиц, видела такие только в Европе, - призналась гостья из Владивостока Светлана, прогулявшись по улочкам в окрестностях ул. Тельмана. – Хотела бы я прокатиться по этим дорогам в кабриолете с открытым верхом!

Любопытные наблюдения: под ямами на некоторых заасфальтированных в постсоветские времена калининградских дорогах обнажается брусчатка, выложенная вручную еще в немецкие времена. То, что брусчатая дорога держится веками – доказано в Калининграде. Однако постепенно брусчатка с калининградских дорог исчезает. В прошлом году ее неожиданно лишилась ул. Озерная в районе БГА.

- Дорога действительно была неровной, брусчатка кое-где встала колом, но нас никто не спрашивал, сохранять ее или нет, - рассказал "Комсомолке" житель близлежащего дома с перекрестка улиц Озерной и Островского Александр. - Но в один прекрасный день приехали дорожные рабочие, выкорчевали аккуратно отесанные камни и увезли их в неизвестном направлении.

После того как часть Озерной "закатали" в асфальт, ситуация на время стала вроде как улучшилось – машины стали ездить с приличной скоростью. Однако сезон дождей развеял все иллюзии.

- Оказалось, что новая дорога - неровная, ее "закатали" под наклоном, ливневка не работает, и во время дождей на одной полосе дороги скапливаются целые озера воды, - рассказал Александр. – В итоге автомобилисты едут по той стороне дороги, где мельче лужа - ближе к тротуару, либо вовсе по тротуару.

Мужчина полагает, что брусчатку убрали зря – она придавала улице своеобразный колорит, да и не было раньше на Озерной такого потопа.

- Я слышал, что булыжники – наше историческое достояние – пускают на продажу, - говорит молодой человек. – Говорят, на "черном рынке" она продается чуть ли ни по 1 евро за камень! Наверное, поэтому брусчатку и убрали?

На очереди - Тургенева и Парковая аллея

На прошлой неделе дорожники пришли на Парковую аллею. Половина моста, который идет по этой улице вдоль ботанического сада, буквально за один день лишилась вековой брусчатки. Водители глазам своим не поверили!

- Еще вчера проезжала, мостовая была на месте, а теперь – трактор да ямы, - поделилась с "Комсомолкой" автомобилистка Елена. – Брусчатка лежала век, а теперь вместо нее появится асфальт, который в нашем городе живет, от силы пару лет?

Тревогу забили и жители близлежащей улицы Тургенева – они обратились в калининградские СМИ с просьбой помочь отстоять им брусчастку на своей улочке. По словам местных жительниц, к самой дороге у них нареканий не было – движение по ул. Тургенева не такое интенсивное, мостовая держалась неплохо. А вот тротуары, заасфальтированные в советские времена, не выдерживали никакой критики. Однако дорожные рабочие взялись именно за мостовую, а не за тротуары. Калининградцы с ул. Тургенева рассказали про своих коллег по несчастью с ул. Ладожской. Оказалось, что и там дорожные рабочие покушались на мощеную дорогу, но благодаря активной позиции местных жильцов дорогу удалось отстоять, сейчас там дорожные рабочие заново перекладывают брусчатку.

Не за горами – ремонт улицы Тельмана. Если верить проектам городской администрации, про которые власти говорили на правительственных оперативках весной этого года, с этой улицы могут убрать не только брусчатку, но и трамвайные пути. Власти утверждали, что реконструкция трамвайного полотна – очень дорогое удовольствие, обойдется бюджету в 1,5 млрд. рублей, и таких денег в бюджете в ближайшее время не предвидится. Ну и выкладывать брусчатку – тоже невыгодно – ведь это более дорогостоящая работа, чем просто закатать улицу в асфальт.

"За" и "против"

Дорожный строитель Валерий Бугров, имеющий опыт строительства дорог по немецким технологиями, считает, что брусчатка изжила свое на трассах с интенсивным движением.

- Дороги, покрытые брусчаткой, дают сильный шум, на них плохое сцепление колеса с дорогой, машины плохо тормозят, - поделился опытом эксперт. – Наши дороги, построенные в довоенные времена, либо немецкими военнопленными после войны, уже не выдерживают нагрузки из-за большого потока автомобилей.

По словам Валерия Бугрова, из-за большого веса машин на дорогах происходит "опускание" полотна, появляются неровности и выбоины. На мостовых требуется менять основание дороги, заново перекладывать камни, заливать щели между ними битумом, чтобы не просачивалась влага.

- Технология укладки брусчатки простая, но очень дорогая, потому что это – ручной труд, - рассказал эксперт. – На мой взгляд, в Калининграде целесообразно убирать брусчатку с оживленных магистралей, выкладывать ее в пешеходных и парковых зонах, как это делается в Европе.

Архитектор Александр Башин категорически против ликвидации брусчатых мостовых.

- Конечно, их нужно оставлять, ведь они придают своеобразие Калининграду! – уверен архитектор. – Просто нужно научиться правильно ее класть –утрамбовывать основание, и чтобы люди были с руками!

Александр Башин напомнил, что часть обновленной площади Победы в Калининграде заново выложена брусчаткой.

- Там, где выложена плитка, уже пошли трещины, начал теряться вид, а брусчатка держится замечательно! – высказался архитектор.