17:22

Великий параноик

  1. Новости

Мистификатор, провокатор, параноик - какие только эпитеты не придумывали для этого человека, который превращал свои сны, комплексы, страхи в совершенно безумные картины! Что он хотел сказать своими произведениями? Что значат все эти мягкие текущие хронометры, пылающие жирафы, гигантские головы на тоненьких костыльках-подпорках? Сам художник подробно описал свои мысли и ощущения в книгах и назвал такой метод анализа «параноидально-критической деятельностью». Однако Дали не считал себя сумасшедшим: «Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому неинтересно, который час на моих растекшихся циферблатах - они ведь показывают точное время». Однако был ли он действительно честен в своем «Дневнике одного гения» или «Тайной жизни»? Мог ли до конца разобраться, какие призраки и монстры мучили его горячий ум и бешеное воображение с самого детства? Мы никогда этого не узнаем… Зато известно наверняка: Дали очень рано понял, что свою «ненормальность» можно обратить в звонкую монету, если правильно ею распорядиться, и эксплуатировал образ «Великого параноика» до конца своих дней.
Что и кто приходит еще на ум при слове «Дали»?
Гала. С ударением на последний слог. Гала по-французски означает «праздник». Конечно, спутницу поэта Поля Элюара, любовницу скульптора Макса Эрнста и других великих, верную жену Сальвадора Дали должны были звать именно так. Простенькое «Елена Дмитриевна Дьяконова» никак ей не шло. Тем не менее именно такое имя получила при рождении эта очаровательная женщина, обладавшая железной волей и потрясающим обаянием, сбивавшим мужчин с ног. Она появилась на свет в Казани и совсем юной отправилась во Францию, где познакомилась с Элюаром. Спустя годы, встретив Дали, она, не колеблясь, бросила мужа и маленькую дочь. Поль Элюар любил ее до конца своих дней. «Гала... все, что я сказал, - только для тебя. Мой рот так и не смог расстаться с твоими глазами», - так написал поэт, посвящая бывшей жене книгу «Любовь поэзия». А Дали признавался: «Я люблю Гала больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги». Мы находим образ Гала на множестве его картин. Всю жизнь он любовно изучал ее тело и лицо, «расчленял» и складывал из кусочков Гала немыслимые конструкции.
Усы. О, эти длиннющие эпатажные усищи Сальвадора Дали! Он нежно холил их, вкладывая в это занятие философский смысл: «Форма усов исторически обусловлена. У Гитлера не могло быть никаких других усов - только эта свастика под носом». Или: «Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше».
А также мухи, муравьи, пчелы и прочие насекомые, которыми Дали интересовался с детства и любил изображать их на своих картинах.
А также бесчисленные выходки и чудачества, о которых - было дело! - судачил весь мир.
И все же великий последователь Фрейда, излагавший его теории кистями и красками, открывается каждому зрителю и читателю ровно настолько, насколько этот читатель и зритель к этому готов. Вы наверняка относитесь к числу любопытных и внимательных любителей живописи, поэтому разглядите в нашем альбоме и ползающую по циферблату муху, и затылок Ленина, и улыбающегося параноика, составленного из фигур мужчин и женщин… Смотрите, удивляйтесь, восхищайтесь. Перед вами - Дали!