Жесткие поправки
- Елена Юрьевна, несколько недель назад возможное «урезание» бюджетных расходов планировалось лишь на второе полугодие 2009 года. Зачем понадобилось вносить поправки в бюджет именно сейчас?
- Нам нужно было показать федеральному центру, как мы оцениваем влияние кризиса на исполнение бюджета в 2009 году и, соответственно, обратиться к нему за помощью. Мы просим снизить долю софинансирования по субсидиям, которые он нам выделяет, чтобы уменьшить наши расходы, переложить их часть на федеральный бюджет. Поэтому потребовалось провести секвестр доходов и, естественно, уменьшить и расходную часть, показать реальный ожидаемый дефицит. Сегодня наша доля софинансирования составляет в среднем 20 процентов, то есть при реализации Федеральной целевой программы в будущем году к 5 миллиардам рублей, выделяемых из федерального бюджета, нам нужно найти 1 миллиард из областного. Я знаю, что сейчас федеральный центр рассматривает вариант снижения этой доли в среднем до 10 процентов, по некоторым расходам, особенно по сельскому хозяйству – до 5 процентов. И мы можем на это рассчитывать.
- Однако в октябре, когда проект бюджета вносился в думу в первом чтении, вы говорили, что если до нас доберется кризис, максимум что нам понадобится - обратиться в федеральный центр за помощью. Не было ни слова о возможном секвестре…
- Во-первых, в октябре была несколько иная ситуация. Во-вторых, еще была непонятна позиция федерального центра. Представьте, как бы мы обратились за помощью без внесения поправок в бюджет. Нам бы сказали: «И что? У вас все так замечательно по вашим прогнозам, а вот когда будут проблемы, тогда и обращайтесь!» То есть, для того чтобы сегодня начать работать с федеральным центром, нам нужно заявить прогноз по недопоступлению доходов. Мы прогнозируем недопоступление 6,9 миллиардов рублей – это 30 процентов собственных доходов.
Налогов будет меньше
- Какие налоги бюджет недополучит в первую очередь?
- Налог на прибыль в любом случае будет меняться в сторону уменьшения – потому что зарплату все равно будут платить, а вот финансовые результаты деятельности ухудшатся независимо от этого. Поэтому мы прогноз по налогу на прибыль уменьшали на 25 процентов от показателя 2008 года, по налогу на доходы физических лиц - на 17 процентов. По налогу на имущество делали корректировку, понимая, что у нас вряд ли будут вводиться новые мощности. Что касается акцизов, поступления от них, скорее всего, останутся на уровне 2008 года – поскольку хотя и упадет акциз местных производителей, но субъекты получили в свое распоряжение акциз на нефтепродукты, это остановит падение. Делая прогноз по транспортному налогу, мы исходили из того, что благодаря проведенной осенью индексации ставок, произойдет увеличение поступления налога от уже имеющихся автомобилей. Однако при этом вряд ли расширится налогооблагаемая база – мы пришли к выводу, что население не особо активно будет покупать новые машины.
- Не планируется ли приостановить действие Закона об ОЭЗ, из-за налоговых льгот которого мы не добираем 1 миллиард рублей?
- Во-первых, мы уже эту сумму не добираем. Во-вторых, полностью приостановить действие закона невозможно, потому что приостановка действия особой зоны касается только новых резидентов – только они не смогут получить льготы. Но новые резиденты, которые инвестируют в область, дают новые рабочие места, соответственно, налог на доходы физических лиц. Кроме этого, инвесторы дают работу через подряды другим организациям, которые получают от этих инвестиций прибыль, платят налоги в бюджет. Такая простая арифметика говорит – особая экономическая зона выгодна нам в любых условиях.
Минусы и плюсы
- Какие расходы бюджета в 2009 году сократятся в первую очередь?
- По всем органам власти сокращены расходы на содержание аппарата, также сокращены новые стройки, капремонты. То есть, все те расходы, которые можно перенести на последующие периоды, были сокращены. Это касается и областного софинансирования муниципальных мандатов. К примеру, мы планировали потратить 400 миллионов из областного бюджета на строительства муниципальных дорог. Вполне разумно предположить, что в следующем году муниципалитетам будет не до новых строек, значит, и наши деньги не понадобятся. Хотя все «переходящие» объекты - там, где уже есть проектно-сметная документация, проведены торги, мы оставили.
По областной сфере в основном сократили всякого рода мероприятия, которые можно было бы и не проводить. Каждое министерство инвентаризировало свои ведомственные программы.
Конечно, в том, что мы ожидаем такое сокращение бюджета, безусловно есть негативный фактор. Но лично я с финансовой точки зрения вижу и плюс – последние три года мы жили в условиях роста, повышения бюджетного достатка, поэтому заявляемые министерствами бюджетные расходы были не всегда насущно необходимы. Сегодня министерства детально их проанализировали и расставили приоритеты – увидели, какие расходы планировались, просто потому что были деньги, и какие действительно являются нужными, неотложными, от которых не стоит отказываться. В этом много позитивного.
Что ждет чиновников
- Уполномоченный по правам человека Ирина Вершинина заявила, что вынуждена будет сократить аппарат из-за урезания финансирования. Сокращения коснутся и других сотрудников бюджетных структур?
- Мы сокращаем численность представительств Калининградской области в Москве и Санкт-Петербурге, стоит вопрос по другим органам, которые финансируются из бюджета. Что касается аппарата Уполномоченного по правам человека, то у нас есть министерства, в которых работают всего 15-20 человек, а здесь вместе с руководителем – 9. Может, я и не особый специалист в этом деле, но это, по сути, надзорный орган, зачем ему разбираться с каждой жалобой, допустим, на работодателя? На это есть профсоюз.
- Сегодня многие коммерческие структуры сокращают зарплаты сотрудникам. Возможно ли подобное в правительстве области?
- Это можно сделать, только поправив закон о госслужбе. Но, наверное, надо идти по пути все-таки сокращения численности… Хотя после того как 3 года назад сократили половину сотрудников аппарата, он так и не вырос. Увеличение численности происходит, только если нам передаются новые полномочия. Сокращать зарплату госслужащим нецелесообразно - мы же не стремимся к тому, чтобы государственная и муниципальная служба стала прибежищем для невостребованных людей, которые нигде не могут найти себе работу на адекватную зарплату. Как следствие, от этого пострадают совершенно все. Я считаю правильным такой принцип – госслужба должна быть конкурентоспособна по зарплате хотя бы со средним бизнесом.
- Когда ситуация в бизнесе не стабильна, многие хотели бы попасть на госслужбу… по знакомству, например…
- Каким образом? Той ситуации, которая практиковалась раньше, до 2006 года, когда было много вакантных ставок, сегодня нет. И если где-то в течение года появляется вакансия, мы отслеживаем все это…
- Но в справочнике правительства области часто встречаются одинаковые фамилии…
- Вы знаете, в нашем министерстве работают муж и жена. Они работали тут много лет, тут познакомились и поженились, их что теперь – уволить? Вообще, как правило, родственники не стремятся работать вместе…
СРАВНИМ?
Основные параметры бюджета области
2006 | 2007 | 2008 | 2009 первоначальный вариант | % изменения к первоначальному варианту | 2009 секвестированный вариант | |
Доходы бюджета | 15096 | 20238 | 28159 | 35837 | 20% | 28842 |
Налоговые и Неналоговые доходы бюджета | 9598 | 11522 | 15341 | 21359 | 33% | 14364 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов (помощь федерального бюджета) | 4877 | 7294 | 11762 | 12996 | 12996 | |
Доходы от предпринимательской деятельности | 621 | 1422 | 1056 | 1482 | 1482 | |
Расходы бюджета | 14958 | 20047 | 29056 | 36457 | 19% | 29651 |
Дефицит (-), профицит (+) | +138 | +191 | -897 | -620 (2,7%) | -808 (5,1%) |