Пока не прибыльный
- Вы делаете ставки на результат футбольных матчей?
- Я часто угадываю, но сам не ставлю — друзьям подсказываю, они выигрывают.
- Интуиция?
В начале за счёт интуиции угадывал, а теперь и знания есть. Сразу могу сказать — договорная игра или честная.
- У меня есть друг-иностранец, он до очка вычислил результат матча Россия — Англия…
- А я Израиль — Россия. Англия с Россией, думал, сыграют 1:1. Политику в расчёт не брал. Англичане на искусственных полях не играют, а Павлюченко добивал с отскока, характерного для искусственного покрытия. Футбол — как жизнь. Ты пришёл домой, нет горячей воды — сразу нет настроения. Настолько всё тонко. На примере команд из жарких стран это видно особенно хорошо. Первые 15 минут они, как ураган. Если в первой четверти им забить, то ты их «берёшь».
- Относительно «Балтики» у вас есть чёткий план или просто желание сделать что-то?
- Есть и то, и другое. Большой план — четырёхлетний, состоит из этапов формирования команды, инвестирования в инфраструктуру и подготовки резерва. Есть и огромное желание всё воплотить. То, что происходило в последние годы в калининградском футболе и в «Балтике» в частности, меня, как болельщика команды более чем с тридцатилетним стажем, устраивать не может.
- Может ли региональный футбол быть прибыльным?
- Не только на региональном уровне, но и в масштабах страны, футбол прибыльным быть не может. Есть несколько исключений: Manchester United, Real Madrid, Arsenal — мировые бренды, которые имеют многомиллионные, а может, и миллиардные обороты. На протяжении десятков лет в эти бренды вкладывали деньги, и клубы показывали достойную игру, которая привлекала болельщиков на стадионах. Сейчас такие команды, как Manchester United, пожинают хорошие плоды этих вложений. Кроме того, на Западе заключаются многомиллионные рекламные контракты с телевидением. У нас этого пока нет. Будем надеяться, что так будет не всегда.
Начнем с ядра
- Планируются ли инвестиции в бренд «Балтики»?
- Хороший вопрос. Но я посмотрел бы немного в другом ракурсе. Нам надо вкладывать деньги прежде всего в футбольный клуб «Балтика». Ведь в чём специфика футбольного бренда? Имидж команды определяется тем, что она представляет на футбольном поле. Инвестиции надо связать с игрой, вложения должны улучшать результативность команды. Высший уровень российского футбола — 38 команд: 16 в премьер-лиге и 22 в первой лиге. «Балтика» находится в интервале с 30-го по 40-е место. Мы владеем российским футбольным брендом, который узнаваем, мы хотим эту узнаваемость повысить, поработать над улучшением имиджа. А улучшение имиджа — это только движение вверх. К примеру, мы бы хотели подняться за 3-4 года до интервала между 10-м и 20-м местом.
- То есть вы начнете с ядра, а не с внешней оболочки?
- Совершенно верно. Внешняя оболочка тоже появится, и она должна формироваться при участии болельщиков и людей сопричастных.
- Есть команды, например, Los Angeles Galaxy, проводящие тщательный кастинг футболистов — даже по внешности, по актёрским данным...
- Вернёмся к российской футбольной специфике. Зрителя в первую очередь радует, привлекает, вдохновляет игра футболистов на поле. Как бы команда не была красива, какое бы шоу не устраивали — это антураж. Пока «Балтика» не будет играть достойно — в атакующий, комбинационный футбол, — всё, что мы делаем вокруг, обречено на провал.
- В чём была ваша личная мотивация принять должность директора клуба? Можно любить футбол, помогать «Балтике» и без этого?
- Я не приходил на должность, не садился в кресло, не гонялся за портфелем. У меня есть бизнес. Я человек самодостаточный и сложившийся. Имею определенное имя в регионе. Мог продолжать заниматься футболом на региональном уровне.
- Да, я слышал об успехах вашей команды.
- Наша команда обыграла две профессиональные команды на Кубке губернатора. Не могу припомнить аналогов в футбольной практике... Но имидж «Балтики» — это имидж региона. Если бы в команде всё было хорошо, если бы она радовала нас игрой, если бы не происходило неприятных вещей вокруг неё, меня бы здесь не было. Хорошо, что губернатор и правительство понимают, что клуб — визитная карточка региона. Средства вкладывали и раньше, но ничего не происходило. Ситуация сложилась так, что группа единомышленников и представители общественности выразили мне доверие на заседании в региональном правительстве. Пусть это прозвучит несколько высокопарно, но было сказано: «Если не ты, то кто?». Я пришёл не один, а с командой, и мы пришли изменить положение вещей. Вместе со мной Андрей Дементьев, Сергей Егоров, Евгений Ярмолюк, Александр Гвардис. Ещё раз подчеркну, я опираюсь на помощь областного правительства, городской администрации, понимание в лице Александра Торбы, Эрика Гимаева, Елены Матвеевой, Александра Коваленко, Раисы Зарембы и поддержку губернатора.
От «золотого века» — к инвестиционному плану
- Да, это были 96–97-й годы, когда команда выходила в Высшую лигу, играла в ней, даже обыгрывала московский «Спартак». Трибуны просто не вмещали всех желающих. Клуб поднимался только по спортивной составляющей, и, к сожалению, все деньги шли только на главную команду региона. Я, как и мои единомышленники, считаю, что для успеха команды на долгие годы надо вкладывать и в детские, и в юношеские команды, и в инфраструктуру клуба. Чего почти не делалось. Разрыв рос, и в конце концов всё рухнуло. Команда комплектовалась приезжими игроками за счёт больших трансферов, а они спустя год-два уезжали. Мы хотим это в корне поменять, и в этом году на сборы поехали девять (!) местных футболистов. Кто докажет право на место в основном составе, тот останется. Насильно удерживать никого не будем — слишком серьёзная у нас задача в этом году. Я не припоминаю, чтобы в «Балтике» за последнее время просматривалось столько местных футболистов.
- Что вы уже успели сделать?
- У нас есть инвестиционный план. Наш регион входит в число трёх, где нет искусственного поля. Если такое поле появится, то команда сможет начало селекционных сборов проводить здесь. Все эти процессы: инвестирование в инфраструктуру, подготовка резерва, обучение тренеров, спортивная и финансовая составляющая главной команды — должны параллельно идти вверх. И тогда будет успех. Команда перестанет быть колоссом на глиняных ногах.
- Что по поводу футбольного мерчандайзинга? Сувениры, свистки, шарфы...
- Step by step. Клуб обязан заниматься популяризацией команды, в том числе посредством атрибутики. Поддержка зрителей очень важна. Если у клуба есть преданный болельщик, то на поле уже не 11 игроков, а 12. Такую команду обыграть гораздо сложнее.
- Какова ситуация в областном футболе?
- На данный момент «Балтика» не имеет своей ДЮСШ, хотя в положениях профессиональной Футбольной лиги прописано обязательное наличие такой школы. В этом году селекционный отдел начнёт отбор перспективной молодежи в области и за её пределами — в Белоруссии, Ленинградской области. В перспективе планируем создать интернат. Через несколько лет мальчишки подрастут, и пусть не все попадут в «Балтику», но мы можем трудоустраивать игроков в другие клубы, и это уже доходная составляющая в мировой практике.
- Какие бизнес-методы можно перенести в спорт?
- Построение инфраструктуры универсально, как и управленческие решения. Именно так в Гурьевске мы создали успешную непрофессиональную команду, пополнили её кадрами из бывших игроков «Балтики», усилили детскую юношескую школу и команду. Мы выстраивали управление клубом так же, как в своей компании. Должна быть сильная команда — тренеры, штаб, футболисты, но и менеджеры, офис, администрация должны быть сильными. Поэтому создали в «Балтике» финансовый и коммерческий отдел. Используем опыт и наработки бывшего председателя совета директоров клуба Юрия Находкина (Юрий Находкин, президент компании «Гамма Менеджмент Групп», в данный момент — член совета директоров клуба. — Ред.). Он немало сделал в области управления: прописал бизнес-процессы, структурировал клубную администрацию, поставил бюджетирование. Эта работа не прекращается.
Добровольно-принудительно
- Существует практика «скинуться на общее дело». Пожертвования вносят добровольно, но трудно себе представить, что отказ возможен...
- Мы сверстали инвестиционный план, определили бюджет на 2008 год. Члены правительства, совета директоров и лично Георгий Боос сразу же поняли, что нужно принимать меры для выхода из кризиса. Губернатор обратился к ведущим предпринимателям: «Давайте решим, нужен футбольный клуб региону или нет?». Почти все согласились, что нужен. Губернатор сказал, что область и город свои финансовые обязательства выполнят, а остальную часть надо внести бизнесменам. Футбольный сезон–2008 очень сложен — впервые за историю Лиги из неё вылетают семь команд, риск достаточно высокий. Бизнесмены обозначили степень участия каждого. И некоторые сразу внесли деньги (Олег Шкиль, «Авента»; Юрий Находкин, «Гамма Менеджмент Групп»; Юрий Дмитриев, ООО Центр Торговли и Развития; Александр Долгов, «Долгов и К»; Владимир Хлиманков, ФГУП «Калининград-Газификация»; Александр Ковальский, бизнесмен. — Ред.). Очень помог Банк «Европейский» и лично Богдан Яровой. Областной минфин выделил бюджетный кредит, и мы уже в декабре начали выплачивать зарплаты, закрывать некоторые долги. Футболисты нам поверили, мы смогли закончить год без эксцессов. Теперь можем досконально прорабатывать и детализировать бюджет. Уже заключили договор на реконструкцию стадионного света — это требования РФС и ПФЛ. Проведены предварительные переговоры по строительству искусственного футбольного поля. Первое будет на стадионе «Пионер», а следом войдёт в строй стадион на Сельме. Нас поддерживают более 35 бизнес-структур, и это позволяет спокойно смотреть в будущее. Кстати, место генерального спонсора пока свободно.
- Иностранных футболистов будете покупать?
- Количество легионеров, допущенных к игре в первой лиге, ограничено и с каждым годом будет снижаться. Это политика РФС и государства. Поэтому мы просеиваем как можно больше футболистов, подходящих не только по игровым, но и по моральным качествам — чтобы не на год, не на два приезжали, а жили здесь, работали и отважно бились за регион. Если мы найдем легионера выше всех кандидатов по игровым и моральным качествам, то мы его возьмём. Например, был у нас македонец Горан Мазнов. Его запомнили хорошо. Он и в России, и в Европе хорошо отметился. Сейчас играет за Томск.
Порядок бьёт класс
- Как я понял, футбольная команда компании «Продуктовый город» явилась толчком к тому, что вы оказались здесь. Как удалось создать чудо-команду?
- В калининградском футболе я уже больше 30 лет. И рано начал на областном уровне тренировать и заниматься организационной деятельностью. Первый тренерский опыт — «Красная звезда» (Калининград), потом — команда «Элла». Затем был «Гвардеец» (Гвардейск). Тогда был очень сложный период. В начале 90-х крупные предприятия приказали долго жить, команды лишились спонсоров. Но футбол убить нельзя. Команду «Тарко» мы с первенства города подняли до второй лиги, где она отыграла, невзирая на сложности с финансированием.
Мы сразу задумались, чем будем отличаться команда «Продуктового города» от других. Во-первых, организацией учебно-тренировочного процесса. Во-вторых, организацией инфраструктуры, чтобы работала футбольная пирамида. В-третьих, подбором хороших исполнителей и методологов — увлечённых, духовных. Нас было трое соратников — Евгений Ярмолюк, Валентин Рыбников и я. Заключили договор, нашли поддержку в лице главы администрации Гурьевского округа Юрия Юхтенко.
Я много поездил — бывал и на чемпионатах мира, и на матчах Лиги чемпионов. У них нет агрессии на стадионах. Это первое и разительное отличие, которое бросается в глаза. Все эмоции направлены на поддержку команды.
Я заметил и даже удивлён, что в последнее время много девушек смотрят футбол. Это положительно влияет на молодых болельщиков — лишний раз они постесняются употребить крепкое словцо. Хотелось бы, чтобы девушки чувствовали себя комфортно на матчах.
- Далеко не все болельщики разбираются в футболе, им нужны яркие эмоции, как в боксе, например. Возможно ли прийти к такому уровню зрелищности? Ведь не зря Джорджио Армани назвал футболистов современными гладиаторами?
- Я знаю это высказывание. Но я вас немного поправлю. Многие ходят на футбол, и все они считают, что в футболе разбираются. Эта доступность и позволила футболу стать спортом номер один. У каждого болельщика есть свое мнение о матче. Насчёт гладиаторских боёв... На поле должно быть зрелище, бескомпромиссность, спортивная борьба, непредсказуемость. Болельщик должен видеть нерв в игре, борьбу. Но битва гладиаторов — это всё-таки из прошлого. Должен быть настрой у футболистов, методика, уникальный стиль. Они должны выходить на поле каждый раз, как в последний. Тогда будет игра. Это, наверное, единственное, что роднит футболистов с гладиаторами. Я видел, как «Милан» играет. Игроки бьются на совесть, и дело не только в миллионных контрактах. Да возьмите Бекхэма. У него уже был подписан 120-миллионный контракт с лосанджелесским «Гэлакси», сезон кончается, и у «Реала» есть шанс стать первым, сам Бекхэм не в лучших отношениях с тренером, к тому же после травмы. Тренер Капелла вынужден выпустить его на поле. И Бекхэм, рискуя потерять баснословные деньги, своей игрой и энергетикой переломил матч. Вот это и есть настоящий человек и спортсмен, перед которым снимаешь шляпу.
- В 40-е наши выигрывали у английских команд…
- Поэтому мы и хотим иметь местных футболистов в клубе. Дело не только в финансах. Местному будет стыдно играть спустя рукава.
- Я даже забыл следующий вопрос...
- Да, мораль — это важно.
- Наши игроки часто, попадая в богатые клубы, идут по нисходящей...
- Это психологическая проблема некоторых наших соотечественников. Человек доходит до определенного уровня и не хочет дальше развиваться. Даёт себе поблажку, и это сразу же сказывается. «Чтобы получить контракт, — говорят, — надо сыграть хорошо первую игру и последнюю». А футбол обмануть нельзя! В команде — 25 футболистов. Если 20 из них — самоотверженные и честные, единые в целях, то они остальных либо направят, либо выдавят.
- И тогда мы будем выигрывать?
- Порядок бьёт класс. Побеждает не тот, кто больше получает, а тот, кто больше хочет. Да, у футболиста всего десять лет на заработки. Но он не должен думать об этом на поле! Посмотрите, ведь клубы-дебютанты выигрывают, бывает, у именитых! В этом смысл спорта. В Российском футбольном союзе дух спорта уже появляется. Помните, как Игорь Нетто ещё задолго до инициативы Fair Play сказал, что наши забили гол не по правилам? Это — спортивно.
- Что ждет болельщиков и энтузиастов регионального футбола в этом году?
- Ждёт обновленная команда, которая будет прилагать все усилия, чтобы выиграть у любого соперника. Цены на билеты повышаться не будут. Задача номер один — вернуть болельщика на стадион, дать ему веру в команду и получить поддержку. Сезон будет горячим и непростым, времени на раскачку нет.
Евгений Тиваненков благодарит за понимание и поддержку Георгия Бооса, Александра Торбу, Ирека Гимаева, Елену Матвееву, Александра Коваленко, Раису Зарембу, Евгения Ярмолюка, Александра Гвардиса.
ДОСЬЕ
Родители
Тиваненкова Инесса Исаковна, преподаватель русского языка и литературы.
Тиваненков Гаррий Архипович, моряк, старший механик.
Семья
Жена — домохозяйка, сын пробует свои силы в бизнесе, работает в коммерческой структуре, «самостоятельный парень».
Образование
КТИ, специальность — механик-наладчик. Выбор института был обусловлен возможностью играть в сильной футбольной команде.
Первое место работы
ПБОРФ (Пионерская база океанического рыболовного флота). Затем перешёл в Мортрансфлот, где была самая сильная футбольная команда области.
Книги
Любимый писатель — Ремарк. Из русских — Михаил Булгаков и Алексей Толстой.
Музыка
Классическая и современная. Последний концерт — Элтон Джон в Риге: «Полный восторг!».
Фильмы
«Полёт над гнездом кукушки» — очень впечатляюще».