19:59

Валенки в обмен на мужа

  1. Новости

Даже трамваи и те были трофейные. Допотопные вагоны с жесткими деревянными лавками без дверей и пассажиры не жаловали, а для водителей они были сущим наказанием. - Боковых зеркал не было, - вспоминает ветеран труда Ольга Тихоновна Стрижеус. - Сигнал к отправке давала кондуктор, которая, высунувшись на улицу, караулила запоздавших пассажиров. Тормоза - слабые, и на горках с помощью подручных механизмов помогала дотормаживать кондуктор. А что творилось в морозы! Отопления нет, в салоне вьюга гуляет, водитель примерзает к железному креслу и скобе под ногами… Но мы нашли выход! На разъезде между теперешним Домом Советов и ул. Житомирской дежурная тетя Маня Зубарева жгла костер и нагревала для нас кирпичи. Их клали под ноги и так согревались. - Тема морозов была настолько больной, - вспоминает замдиректора ТТУ Валентина Пухова, - что мы даже частушки сочинили: «Случай был по зимней стуже в «единичке» старенькой. На подержанного мужа поменяли валенки». А чтобы стекла в кабине не замерзали, мы натирали их солью. Этим нашим изобретением до сих пор водители пользуются. В 1954 году в депо пришли новые трамваи с дверьми и отоплением. А в 1970 году парк пополнился современными комфортными машинами. На линию вышло настоящее чудо-техники. В уникальном вагоне  108-го трамвая продавал билеты робот, которого  сконструировали умельцы одного из калининградских заводов.
- Бросаешь в прорезь трехкопеечную монетку, - вспоминает водитель необычного вагона Любовь Сергеевна Томко, - «железный человек» рукой двигает кассу, и из нее выезжает билет. Была предусмотрена и защита от «зайцев» - если пассажир хотел получить билет, например, за одну копейку или совал в прорезь какую-нибудь ерунду, робот бил его по рукам.  Когда трамвай пошел по улицам, в городе царил невероятный ажиотаж. Люди терпеливо ждали вагон на остановках (ходил он по маршруту № 3  - «Парк Калинина» - кинотеатр «Родина»), в салоне было не протолкнуться.       - Я так уставала за смену, - смеется Любовь Сергеевна, - что дома валилась с ног. Выручка у 108-го была колоссальная - в четыре раза больше, чем у обычного трамвая.
Робот «прожил» около года. В 1971 году он сломался, и его увезли в мастерскую, откуда он больше не вернулся. 

Рассказали Ольга Стрижеус, Валентина Пухова, Любовь ТоМКО, фото из архива семьи Стрижеус