11:21
erid: 2SDnjdzyxLo

Разговор с ректором: как БФУ имени Канта меняет высшее образование для всей страны

  1. Калининград
Разговор с ректором: как БФУ имени Канта меняет высшее образование для всей страны - Новости Калининграда

2025 год стал для Балтийского федерального университета им. И. Канта годом перемен: состоялось назначение ректора, заканчивается строительство кампуса, продолжается участие вуза в трансформации системы высшего образования страны. В интервью «Бизнес ФМ — Калининград» ректор вуза Максим Дёмин рассказал, почему год был непростым, как в БФУ готовятся к запуску нового кампуса, сформулировал три главные цели на конец десятилетия и объяснил, в чём суть экспериментальной реформы высшего образования, в число «пилотов» которой вошёл калининградский университет.

— Максим Викторович, настало время подводить итоги уходящего 2025 года. Как бы вы охарактеризовали этот год для БФУ имени Канта?

— Наверное, двумя словами. Первое — непростой год, нас сильно «потрясло» в прошлом году, поэтому в 2025-м вместе с пересборкой всей программы развития БФУ в рамках федеральной программы «Приоритет-2030», переориентированной на рубеже годов на технологическое лидерство, было необходимо стабилизировать все процессы внутри организации. А второе — год начинающихся перемен и, конечно, ожиданий ещё больших перемен в 2026 году. Они будут связаны, в частности, с 80-летием Калининградской области и с запуском нового кампуса БФУ «Кантиана». И ещё не стоит забывать, что 30 декабря 2010 года было подписано постановление правительства Российской Федерации о присвоении университету статуса федерального. Не знаю, как так получилось, что 30 декабря кто-то был на работе, но мы привыкли к тому, что программа развития федерального университета началась в 2011 году. То есть в следующем году будет 15 лет истории именно Балтийского федерального университета.

Разговор с ректором: как БФУ имени Канта меняет высшее образование для всей страны - Новости Калининграда

— Вы сказали про 2026 год. 2027 год, казалось бы, ещё не очень скоро, но БФУ имени Канта вошёл в число шести российских университетов, которые сейчас пробуют новую модель реформы высшего образования. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что это за новая модель и почему БФУ имени Канта вошёл в состав пилотных университетов.

— Проблем у высшего образования накопилось немало. И реформа назрела. У неё абсолютно верное целеполагание, потому что оно идёт от запроса, а не от желания реформировать. Что греха таить, мы довольно часто встречаемся с определённым скепсисом, с тем, что бакалавры нуждаются в доучивании. От работодателей слышим, что ребятам на рабочих местах требуется долгий период адаптации. А жёсткая критика магистратуры связана в первую очередь с тем, что бакалавриат и магистратура часто никак не связаны по профилям образования. То есть, например, выпускник педагогики может пойти на физику или даже в медицину, на медицинскую психологию. Это подразумевает, что половина ребят в группе магистратуры профильные, они находятся «в повестке», имеют базовые знания, а половина — непрофильные. Преподаватель в этой ситуации вынужден понижать планку материала. Сейчас же стоит задача, чтобы высшее образование было в один такт. Поэтому на самом деле реформа называется «Об уровнях высшего образования». Советская система была промышленно-центричная и, грубо говоря, готовила выпускников как гвозди для конкретных отраслей. А Болонская система была излишне студентоцентричная, когда студент всё время находился в поиске себя. И вот теперь назрело время перемен. Во главе угла, конечно, студент. Но студент с целеполаганием на свою успешную реализацию в той или иной сфере.

— То есть вы говорите: «Мы подготовим успешного специалиста, но без практики». Понятно же, что этот период адаптации существовал как в Советском Союзе, так и при Болонской системе, так и при новой реформе. Всё равно выпускник с дипломом — это не готовый работник, его нужно доучивать на трудовом месте.

— На 100% не готовый, но надо стремиться, чтобы он был максимально адаптирован. Поэтому три столпа, на которых базируется новая модель, — это увеличение фундаментальной подготовки, практикоориентированность и гибкость. Не устану подчёркивать, что мы многопрофильный университет. Только два вуза из шести в эксперименте такие. Для нас каждое направление — это отдельный вызов. Поэтому задач и трудностей очень много. То, что удалось на программе «химия», во взаимодействии с «Рэнерой», или на «педагогике», которую мы проектировали со школами, или на «физике», которую мы делали совместно с «Факелом», пока не очень понятно, как применить, например, для «философии». Выход на три столпа — фундаментальность, практикоориентированность, гибкость — возможен только в случае, когда проектирование образовательной программы проходит вместе с работодателем. Без взаимодействия с отраслью мы будем идти по старым рельсам. А вот если мы сначала спроектируем образ выпускника, максимально адаптированного к его будущему рабочему месту, и от этого пойдём разбирать, что он должен знать, уметь и как мы это обеспечим, какие должны быть учебные планы, тогда и будет выстраиваться образовательная траектория. У нас на программе «химия» студент выбирает 4, 5 или 6 лет учиться. Но это не потому, что мы тут такие все инноваторы, а просто потому, что в коммуникации с топ-менеджментом «Рэнеры» мы выяснили, что инженеров для их производства нужно готовить по-разному. Инженер по эксплуатации, химик-технолог, химик-проектировщик, химик-исследователь требуют разного времени подготовки. И именно поэтому у студента, который выбрал пятый курс, минимум 40% учебного времени проходит на производстве. Для педагогов то же самое — мы постараемся сделать так, чтобы на пятом году обучения половина образовательного процесса проходила в школах. То есть практика реализуется в полном масштабе во время учёбы. Так, наши магистранты-химики на первом году обучения стажировались месяц в Корее и четыре месяца в Москве. Полгода стажировки вне университета. Университет создавал под них индивидуальные учебные планы — это к вопросу о гибкости. А шестой год, если студент чувствует в себе амбиции не только разбираться в современной технологической линейке, но и проектировать новые материалы, тогда это химик-исследователь. Это тот, например, кто проектирует будущую «постлитиевую» батарейку.

Разговор с ректором: как БФУ имени Канта меняет высшее образование для всей страны - Новости Калининграда

— Вы уже упоминали про кампус. Он ещё не открыт, но уже влияет на развитие университета. Большинство новостей, которые появляются про БФУ имени Канта, так или иначе связаны с этим кампусом. Можете рассказать, как появление кампуса влияет на повседневную жизнь студентов и преподавательского состава БФУ? И какую атмосферу вы там стремитесь создать, это же не просто общежитие, а почти небольшой город?

— Пока влияет только с точки зрения совместного проектирования, кто куда переезжает, в каком формате, с каким оборудованием, какие будут новые лаборатории. То есть сейчас вместе с руководителями структурных подразделений, с преподавателями мы проектируем будущее. Переезд начнётся только в следующем году, с сентября. Ключевое, что мы хотим видеть в кампусе, — это соавторство образовательного процесса вместе с отраслевыми партнёрами. Прямо сейчас мы проектируем участие индустриальных партнёров в новом кампусе — это будут совместные научно-технологические парки, лаборатории, компьютерные классы и коворкинги. Возвращаясь к «химии», отмечу: вишенкой на торте этого года было то, что руководитель «ТВЭЛ» Наталья Владимировна Никипелова вручала ключи от квартир рядом с Гигафабрикой «Рэнеры» в Немане двум выпускницам нашего университета. Когда я разговариваю со студентами, я вижу: они поверили в то, что университет обеспечивает понятный трек от входа на первый курс через лаборатории, практики, стажировки до вручения ключей от квартиры и довольно успешного трудоустройства в Росатоме. И в частности, даже брендирование лабораторий в новом кампусе производит необходимую настройку молодого ума на ведущие успешные компании. Одно дело, когда студент просто учится в очень красивом студенческом городе, а другое, когда он перемещается между пространствами, где в разных форматах присутствует его потенциальный работодатель.

Разговор с ректором: как БФУ имени Канта меняет высшее образование для всей страны - Новости Калининграда

— Что касается преподавательского состава, насколько сейчас с этим сложно или легко? Как вы решаете задачу привлечения молодых и, может быть, не очень молодых талантливых специалистов, которые готовят будущих профессионалов на базе БФУ имени Канта?

— Ни для кого не секрет, что любой университет, как и в целом рынок труда в России, сегодня испытывает кадровый дефицит. Мы применяем три инструмента для решения данной проблемы. Первое — это поддержка своей молодёжи. Мы реализуем гранты для постдоков — только что защитившихся кандидатов и докторов наук — до 3 миллионов рублей в год. Предоставляем отдельные гранты по программе «Приоритет» для студентов и аспирантов. Стараемся закреплять ребят ставками в университете, чтобы они чувствовали свою ассоциацию с БФУ. Второе — это оптимальное сочетание научной и образовательной деятельности — позиция «доцент-исследователь» и «профессор-исследователь» со сниженным объёмом аудиторной нагрузки, что позволяет успешно совмещать преподавание с научной деятельностью. Третье — это программа «Академической релокация», в результате которой за неполный год нам удалось рекрутировать и привезти в БФУ из других регионов России 20 высококвалифицированных специалистов в области медицины, химии, биотехнологии, китаистики, истории. Для переезжающих мы предлагаем конкурентную зарплату плюс повышенный уровень оплаты на дистанции двух лет, предоставляем либо служебное жильё, либо аренду жилья, полный социальный пакет, вплоть до обслуживания в нашем клинико-диагностическом центре, спортивные объекты, помощь детям в устройстве в школы и в детские сады. Но ещё и крайне важна реализация амбиций. Я сам в 2015 году переехал из Москвы именно на инфраструктуру. В новом кампусе университет даёт вам возможность создать собственную лабораторию, оснащённую именно под ваш запрос, осуществить рекрутинг под вашу научную группу. Для реализации исследовательских амбиций молодых, но уже крепко стоящих на ногах специалистов это действительно большая мотивация. Верю, что кампус станет точкой притяжения.

Разговор с ректором: как БФУ имени Канта меняет высшее образование для всей страны - Новости Калининграда

— Каким вы видите БФУ имени Канта к концу этого десятилетия? Какую роль, на ваш взгляд, университет будет играть в Калининградской области, в стране и вообще в мировом академическом пространстве?

— Первое. Я искренне верю, мы сможем добиться, чтобы через пять лет университет ассоциировался не только с именем великого философа Иммануила Канта. Я очень хочу, чтобы через пять лет университет ассоциировался с двумя-тремя направлениями, в которых он в рамках системы разделения труда национальной повестки будет занимать твёрдую позицию. Второе. Я хочу, чтобы в БФУ имени Канта учиться было сложно. Сложно, но престижно. И третье. Я, конечно, очень хочу, чтобы мы смогли сформировать сообщество выпускников. Мы уже делаем шаги в этом направлении. Важно, чтобы сложилось сообщество выпускников БФУ имени Канта, которые бы гордились своим университетом. В этом году, например, мы запускаем такой инструмент, которого почему-то раньше не было, — студенческое соуправление. Чтобы ребята различных образовательных направлений или студенческих сообществ постепенно объединялись в студсоветы, в коллективы наставников и какая-то часть из них — 30–40 человек, то, что я сейчас практикую, — раз в месяц разговаривала со мной. Искренне, честно о текущих проблемах. Начиная от того, что где-то не работает Wi-Fi, и заканчивая тем, зачем нужна система высшего образования, изменится ли что-то.

Вот три моих пожелания. И, возвращаясь к началу, я повторюсь, что это возможно сделать только в соавторстве с партнёрами, со школами, с медицинскими учреждениями региона. Только так, иначе мы будем кататься по старым рельсам. Всех приглашаю в 2026 году на открытие нового кампуса. Мы запускаем его постепенно. Уже сейчас, в декабре, начали выдавать ключи от первого общежития и заселять ребят. В январе на День студента будем принимать второе общежитие и постепенно его запускать.

Что подарить на Новый Год