В Немане запустили первую в России гигафабрику по выпуску литий‑ионных батарей для электромобилей, электробусов и другой техники. На техническом запуске в понедельник, 15 декабря, побывал корреспондент «Клопс».
На площадке Росатома под одной крышей собрали полный цикл производства: от «химии» для аккумуляторных ячеек до готовых модулей и тяговых батарей. На заводе смонтировали более трёх тысяч единиц оборудования. Длина технологических линий — около 2,5 километра, а степень автоматизации заявлена на уровне 90%, то есть большую часть операций делают машины.
Основной продукт — литий‑ионные батареи для электротранспорта: легковых машин, автобусов, грузовиков и спецтехники вроде погрузчиков и горнодобывающего оборудования. Ещё одно направление — системы накопления для энергетики. Такое оборудование помогает сглаживать пики нагрузки, обеспечивать резервное питание и экономить на счетах за электричество.
«Летом следующего года должны выйти на серийное производство. Уверен, рано или поздно выйдем и на экспорт», — сказал на открытии генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
«Это инвестиции, один из ключевых, если не самый ключевой, крупный проект нашего региона. Это, конечно, ещё и рабочие места: порядка 1 200 рабочих мест будет создано. Но самое важное, что такого рода проекты — это проекты про новую энергию в регионе», — отметил губернатор Алексей Беспрозванных.
Соглашение о строительстве калининградской гигафабрики подписали в 2021 году, стройка стартовала осенью 2022‑го и шла в условиях санкций и сложной логистики. Параллельно Росатом строит вторую аналогичную площадку под Новой Москвой, её запуск запланирован на 2026 год.