У калининградских хомлинов появилась своеобразная «родня» на Урале — на арт-тропе в центре города Кудымкара тоже поселились три бронзовых персонажа. Автор, художница Елена Яркова, рассказала «Клопс» про своих «чудинов и чудинок».
Открыли туристический арт-проект «Чуды всюду» в субботу, 6 декабря. Симпатичных мини-скульптур три: это старушка у печки и два паренька в народных костюмах. Троица сразу привлекла внимание — а некоторые бывалые путешественники заметили и перекличку с калининградскими братишками. «Нет, не хомлины! Чудины и чудинки», — так и начала свой пост в соцсетях пермячка Ольга Плескань, давняя гостья Балтики.
Автор фигурок сама в Калининграде ещё не бывала, но опыт предшественников действительно изучила: это были не только хомлины, но и муринские хранители, и кудесники из Архангельска, и гном с кренделем из Выборга.
«Я видела очень много таких мини-скульптур: зайцы в Костроме, ангелы в Тобольске, медведи в Перми, кикиморы в Кирове... — поддерживает Ольга. — На хомлинов действительно немного похожи, но это совершенно не мешает. Скорее, создаёт такую красивую связь между Хранителями разных городов».
Впрочем, если присмотреться к чудинкам внимательнее, становится понятно, что сходство с хомлинами не так уж и велико: личики у них более реалистичные, и размером фигурки больше, около 20 см. О «родстве» заставляют задуматься удлинённые острые ушки. Но и они тут не просто так.
Елена вдохновлялась коми-пермяцкой мифологией, быличками про карликовую чудь. «Она маленького роста, — рассказывает художница, -- где-то описана как с мизинец, где-то и того меньше. Ушастая, наивная, чудаковатая.
Но написано только, что они ушастые, а конкретно где и какие уши — нет. Я изобразила так, не хотела совсем уходить в зооморфные образы».
В отличие от хомлинов, каждая чудинка рассказывает конкретную историю: о траве высотой в лес, о бабушке, живущей в землянке, и её крохотной корове. Паренёк, сидящий на ладошке — отсылка к быличке, где деревенский мужик поймал малыша в лесу и хотел принести домой, да тот сбежал, оставив только дырку в кармане.
Скульптуры по эскизам Елены Ярковой изготовил Денис Третьяков, автор бронзовых человечков-хранителей из Мурино. Художница поделилась, что по первоначальной задумке чудики должны были быть меньше, но это оказалось технически сложно.
Кроме бронзовых фигурок вошли в проект и другие работы, керамическая скульптура, мозаичное панно и два барельефа, где тоже изображены сценки из быличек.
По сюжету одной чудь не знала, что делать с серпом, посланным божеством, и случайно погубила себя. На другом панно — печальная история о чудинке, по недомыслию вытершей ребёнка блином, которые тогда свисали с неба прямо над головой. Оскорблённые небеса поднялись ввысь. Так и закончился золотой век карликовой чуди.
«Этот маленький отрезок мифологии мало кто знает, — говорит Елена. — Именно поэтому хотелось через художественные образы познакомить наших жителей и гостей Кудымкара с чудинками».
Имён у чудинок пока нет. Местные называют их просто «бабуля и малыши». Но художница не исключает, что скоро прозвища кто-нибудь придумает. Людям персонажи пришлись по душе.
«Это совершенно очаровательные, непафосные бытовые истории, — поделилась Ольга Плескань. — Я уверена, что в будущем чудины обрастут и другими байками. Уж очень они славные и близкие, родные!»
И как нельзя лучше иллюстрирует эту мысль уральский пирожок — причём не бронзовый, а настоящий, с побегами хвоща, — который кто-то уже подложил в бабушкину печку.
«Относимся спокойно, но мы были первые!»
Автор калининградских хомлинов Наталья Шевченко рассказала «Клопс», что к подобным начинаниям относится спокойно, хотя и старается от них дистанцироваться.
«Мы первые это придумали 16 лет назад, запатентована концепция, — говорит она. — В России сейчас около сорока проектов, которые вдохновились хомлинами, только в нашей области около восьми. Кто-то даже думает, что это я всё делаю! Кто-то хвалит, кто-то ругает.
Но нет. Мы — это только хомлины. Может быть, я с удовольствием говорила бы, что всё здорово, мир должен стать лучше, столько прекрасных проектов... Но я отношусь к подобному с осторожностью. Главное, чтобы оно не превращалось в китч».
Дедушка Карл на калининградском мосту в конце октября примерил костюм звездочёта.