В Калининграде перед судом предстанет мужчина, который на электросамокате врезался в велосипедистку в Южном парке. В неожиданных последствиях рядового, на первый взгляд, столкновения разбирался «Клопс».
Что случилось
В сентябре 2023 года в парке сбили 65-летнюю женщину, ехавшую на велосипеде. Пенсионерка получила переломы и другие травмы. В дело вмешалась прокуратура, и теперь 57-летнего калининградца обвиняют в серьёзном нарушении ПДД.
В ведомстве утвердили обвинительное заключение по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения водителем механического транспортного средства, повлёкшее по неосторожности тяжкий вред здоровью».
На первый взгляд — юридический диссонанс. По ПДД электросамокат относится к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), которые, как и велосипеды, не считаются механическим транспортом. Но, как пояснили в прокуратуре, проведённая экспертиза показала, что по мощности двигателя самокат выходит за рамки СИМ и подпадает под категорию механических транспортных средств.
Когда самокат превращается в мопед
Согласно закону, если транспортное средство имеет мощность более 0,25 кВт и может разгоняться быстрее 25 км/ч, то это уже не СИМ и не электровелосипед. Это мопед или даже электромотоцикл. Для управления им нужны:
- права категории М или A/A1;
- шлем;
- соблюдение всех правил, как для водителей мото- и автотехники.
Для таких участников движения действуют другие правила. Например, ездить по тротуарам уже нельзя, а на проезжей части нужно находиться с правого края. Однако сегодня под видом электровелосипедов и самокатов продают десятки моделей, которые на деле полноценные мопеды. Чтобы разобраться в этом, читательница «Клопс» провела небольшое исследование.
Продавцы знают, покупатели — не всегда
Решив купить самокат, Вероника просмотрела десятки моделей на маркетплейсах. Из них только одна соответствовала критериям электровелосипеда, остальные значились как устройства с мощностью 500–1000 Вт, развивающие скорость до 60 км/ч. Часто продавцы скрывают от покупателей эти данные или даже умышленно наносят на устройство гравировку с характеристиками ниже реальных.
В некоторых торговых точках Калининграда продаются те же самые «СИМы», подпадающие под категорию мопедов и мотоциклов.
Покупатели, как правило, больше интересуются максимальной скоростью. Мощный транспорт оказывается в руках у подростков и даже детей. Другая категория — курьеры служб доставки. Вроде парень с коробом за плечами едет на велосипеде, но по сути это мопед без номеров. Сервисы доставки, судя по всему, такую технику не проверяют. ГАИ во время своих рейдов делает упор на езду через пешеходные переходы, а не на технические характеристики транспорта.
Серая зона и риски для всех
Всё, таким образом, упирается в юридическую неразбериху. Закон различает велосипеды, мопеды и мотоциклы по мощности и скорости, но продавцы легко обходят это, занижая характеристики.
В результате по городу передвигаются десятки ТС без номеров, на которых ездят без защиты. На тротуарах появляются мощные машины, управляемые подростками или неподготовленными водителями. А в случае ДТП ответственность может быть уголовной. Наезд в парке — не просто трагическая случайность. Это сигнал о системной проблеме.