Судьбой голодающего заброшенного 46-летнего жителя Ленинградского района Калининграда Михаила Коваленко (имя и фамилия изменены), заинтересовались в городском комитете социальной политики. Его права готовы защитить, однако скорые перемены под вопросом из-за позиции родни, сказано в ответе администрации Калининграда на запрос «Клопс».
Специалисты комитета побывали дома у бедствующего горожанина сразу после публикации, в четверг, 13 ноября. Однако в квартиру им попасть не удалось. «Предоставить доступ в жилое помещение отец гражданина категорически отказался, — сказано в документе. — Пояснив, что Михаил Валерьевич находится на прогулке».
По телефону в пресс-службе мэрии добавили, отец Миши утверждал, что тот пошёл в кино. У соседки Ирины, которая присутствовала при разговоре с мужчиной, такая версия доверия не вызывает. По её мнению, Михаил плохо отдаёт себе отчёт в происходящем. Он немного общается, только когда голодный, а покушав, снова «уходит в себя». Да и вряд ли его пустили бы, грязного и неухоженного, в кинозал.
Отец мужчины заверил специалистов комитета, что навещает сына через день и приносит продукты. Однако порции борща, винегрету и печенью, которые позже передали Мише через Ирину неравнодушные читатели «Клопс», парень был очень рад. Чем он питается без помощи соседей, страшно представить.
«У него была как-то мука, — говорит Ирина. — Так он наведёт муку с водой и на сковороде то варит, то жарит.
Она подгорит, естественно, там никакого масла, ничего. Он её выковыривает и ест. А что делать? Надо же что-то в рот положить».
В иные дни Михаилу приходится довольствоваться остатками из мусорной урны. Такие случаи даже попадали на видео.
Дома у мужчины по-прежнему нищета и грязь. Ирина, навещавшая его в субботу, заметила, что розетки и выключатели всё так же сломаны. Одеяла нет. «Так и сидит там один в темноте, без еды, без денег», — грустно подытожила женщина.
По словам отца, Михаил сам отказывается от проведения медицинского обследования для оформления инвалидности. На учёте в комитете социальной политики как недееспособный или ограниченно дееспособный он не состоит. Общественный порядок не нарушает. Поэтому принудительно его обследовать невозможно.
«Дополнительно сообщаем, что согласно ФЗ «О психиатрической помощи...» принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния... — написано в ответе администрации. — Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано... без его согласия либо без согласия одного из родителей... до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжёлым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния».
В указанных законом случаях рекомендуют вызывать бригаду скорой медицинской помощи. Сделать это может любой человек, который стал свидетелем опасной ситуации. «Иных мер по организации недобровольной госпитализации в психиатрический стационар не предусмотрено», — уточнили в комитете.
Тем не менее отцу Михаила настоятельно рекомендовали провести психиатрическое освидетельствование сына. В случае отказа комитет намерен обратится в правоохранительные органы — может быть, хотя бы это мотивирует мужчину решить вопросы жизнеустройства несчастного.
«Комитет готов в дальнейшем оказывать Коваленко М. В. содействие в решении имеющихся проблем в рамках своей компетенции», — заверили в администрации.
Михаил перебивается подачками с тех пор, как после смерти матери и бабушки остался почти без помощи родных. Соседи не дают мужчине умереть с голоду.