15:45

«Она так всем доверяла»: калининградка пытается найти виновных в гибели собаки — помощника канистерапевта

  1. Калининград

У хаски Люми была чёрно-белая маска на умной морде, яркие голубые глаза и пушистая шерсть, способная согреть в любую непогоду. Она была ласковой и доброй. Помогала восстановить здоровье тем, кто перенёс тяжёлые болезни, доверяла людям и обожала детей. Но всё это в прошлом. В июле Люми не стало. Как это случилось и почему никто не понёс ответственности за гибель собаки-ассистента, рассказала «Клопс» её хозяйка Елена в среду, 5 ноября.

Калининградка Елена Сальникова не скрывает, что любит собак почти так же, как людей. Недаром у неё их больше двадцати. Но не спешите представлять себе питомник или приют: почти все животные не просто члены семьи, но «сотрудники» реабилитационного центра, помогающие детям и взрослым с особенностями здоровья. 

Одни — «собаки эмоциональной поддержки», их можно тискать и гладить, заряжаясь жизнелюбием и радостью. Другие — специально обученные и сертифицированные, официально работают ассистентами канистерапевта. Кто-то с их помощью начинает заново ходить после травм, а кто-то — учится общению и эмпатии. Одной из таких собак и была Люми.

В тот день, 19 июля, Елена ушла с очередной группой в поход на сутки, в суете не заметив, что во дворе осталась одна из хвостатых помощниц.

«Эта собака, Ита, любит копать: всё что угодно, — рассказывает она. — Обычно, когда я её оставляю дома, я её закрываю...  А тут забыла. Ита раскопала старый бетон под забором. И увела с собой Люми».

Обе собаки, оказавшись на воле, отправились на территорию расположенного рядом СНТ. Там их сразу заметили и сообщили хозяйке. Сын Елены и две её соседки скорее пошли искать беглянок. Но Иту скоро поймали. А вот Люми нигде не было.

Оказывается, за это время успела случиться беда. Сбежавшие хаски напали на кошку, тоже свободно гулявшую за оградой. Это несчастье уже начали обсуждать в местном чате. Елена и её друзья поняли, что речь об их собаках, и поспешили туда. Но было поздно.

«Соседи сказали, — рассказывает Елена. — что подъехал мотоциклист, схватил её. А когда они выбежали со своего участка, стали кричать, что ты делаешь, он достал нож...»

Очевидцы рассказали хозяйке, что её хаски вырвалась и с визгом убежала. Нашли Люми в трёхста метрах оттуда: она лежала рядом с автобусной остановкой.

В ветеринарной клинике констатировали смерть животного. На её шее нашли колото-резаную рану. Согласно заключению патологоанатома, Люми погибла из-за «лёгочно-сердечной недостаточности в следствие острой кровопотери и аспирации кровью лёгких, вызванных повреждением левой сонной артерии».

Елена сразу написала заявление в полицию, но в возбуждении уголовного дела ей отказали. Свидетели её не поддержали. Хозяйка кошки заявила, что хаски якобы набросилась на её сына-подростка и сама наткнулась на какое-то острое «сельхозорудие», которым мать пыталась его защитить. Не помогло и обращение в прокуратуру. Состава преступления в случившемся правоохранительные органы не усмотрели.

«В материалах проверки отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 245 ч. УК РФ, — сказано в постановлении ОМВД по Московскому району Калининграда. — Так как... уголовная ответственность наступает в случаях жестокого обращения с животным с целью причинения ему боли и страданий из хулиганских или из корыстных побуждений. В данном же случае [женщина] защищала своего сына... это не является превышением пределов необходимой обороны действия».

Фото: архив героини материала

То, что Люми больше нет, стало потрясением для пациентов и друзей центра. 

«В шоке была — не то слово, — рассказывает Ольга Д., которая занималась с канистерапевтом после инсульта. — Это была одна из самых любвеобильных и общительных собак. Доброжелательная, светлая, не тявкнет ни на кого, не огрызнется, ни на кого не побежит. Такая лапочка! Я плакала».

Хозяйка не верит, что её любимица могла кинуться на ребёнка. Елена взяла Люми четырёхмесячным щенком, вырастила, воспитала. Она недаром сертифицирована в Москве в Федерации ездового спорта РФ как «собака — средство реабилитации». 

«У них нет агрессии, — объясняет Елена. — Их специально учат. Потом проходит специальное тестирование на помощников канистерапевтов. Собаку заводят в большое помещение, где находится много людей — с костылями, палками, с колясками инвалидными, с зонтиками. Они специально шумят, резко двигаются. И если животное боится, прячется, поджимает хвост, реагирует агрессивно — его просто не допускают до работы».

Сейчас женщина с помощью адвоката готовит обращение в Следственный комитет РФ. Вмешательство властей — её последняя надежда на справедливость.

В посёлке Луговое женщина мучила собаку на глазах подростков.