12:48

Гостиница в Рыбачьем на Куршской косе может создать дыру в глобальной экосистеме — орнитологи

  1. Калининград
Гостиница в Рыбачьем на Куршской косе может создать дыру в глобальной экосистеме — орнитологи   - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Строительство гостиничного комплекса в посёлке Рыбачий на Куршской косе может нарушить миграционные потоки перелётных птиц, и это грозит глобальной экологической катастрофой. Такое мнение в ходе экофорума «Сохраняя Куршскую косу» высказали учёные.  

«Стена смерти» против дороги жизни

«Этот узкий, вытянутый в море песчаный перешеек — один из важнейших путей миграции птиц в Северной Евразии, звено, соединяющее север и юг континента, Скандинавию и Африку, Арктику и Средиземноморье», — напомнил  доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, директор Зоологического института РАН Никита Чернецов. 

Каждую осень над Куршской косой пролетают более 50 миллионов птиц. Поток настолько плотный, что, по словам Чернецова, «в ночное время локаторы фиксируют его как сплошное облако биомассы».

На некоторых участках интенсивность миграции достигает 15 тысяч птиц в час. В отдельные дни за сутки над Куршской косой пролетает до миллиона живых существ.

«Это не просто участок суши, а узловой биологический коридор, сложившийся тысячелетиями, — отметил директор Зоологического института. — Любое нарушение его — будь то высотное строительство, шумовое загрязнение, ночная подсветка — неизбежно влечёт за собой срыв миграционных механизмов, выработанных эволюцией. Птицы летают не по GPS. Они следуют по памяти предков, по свету звёзд, по линии горизонта, по контурам берегов. 

Всё это можно нарушить одной высотной гостиницей».

Учёный подчеркнул, что птицы реагируют на любые источники света как на ориентиры. Светящиеся здания в миграционных зонах становятся смертельными ловушками. Никита Чернецов считает, что если проект «стены смерти» в Рыбачьем будет реализован, то он буквально перережет древний воздушный мост между экосистемами разных регионов Земли. 

«В 1990-х годах, после строительства высотных комплексов на побережье Дании и Германии, число мигрирующих птиц сократилось там на 15-20% за десять лет. Орнитологи тогда назвали это «тихим коллапсом»: птицы просто перестали летать через опасные зоны. 

Мы можем повторить ту же ошибку». 

Учёный подчеркнул, что в этом случае совсем другие масштабы: «Куршская коса — это не просто региональный объект, это часть всемирного пути, зарегистрированного в базе African-Eurasian Flyway. Если мы его перекроем, мы создадим дыру в глобальной экосистеме. Мост можно разрушить быстро. Построить его заново — невозможно. Куршская коса — это живой мост планеты, и наш долг — не дать ему рухнуть».

Заместитель директора Зоологического института, кандидат биологических наук, директор биологической станции «Рыбачий» Андрей Мухин рассказал, что птицы, особенно в тумане и при ночных перелётах, ориентируются по звёздам и береговой линии. 

«Любое освещённое сооружение выше 20 метров становится для них смертельной ловушкой: тысячи особей погибают, сталкиваясь с фасадами или сбиваясь с маршрута. Проект гостиницы в посёлке Рыбачий высотой более 21 метра способен превратить этот участок косы в зону массовой гибели мигрирующих птиц. И это не абстрактная угроза. 

Подобные случаи уже фиксировались в других странах Европы, где стеклянные здания становились причинами гибели сотен тысяч птиц за сезон».

«Давайте запретим автобусы!»

Представитель инвестора, проектировщик Олег Николаенко попытался успокоить собравшихся. По его мнению, птиц на Куршской косе стало меньше из-за изменения климата. 

«Они остаются в других местах, — сказал специалист. — Что касается стеклянного строительства, то оно не везде — у нас есть велогородок, где будут здания из камыша и дерева. Все крыши эксплуатируемые, они будут засеяны травой и деревьями». 

По мнению представителя компании-застройщика, исследования, которые были сделаны учеными-орнитологами в Рыбачьем, нужно провести в Морском и Лесном. 

«Нужно всю косу изучать и совмещать хозяйственную деятельность и защитную, и тогда это даст эффект. А когда только один запрет... Водитель автобуса, который едет регулярно из Рыбачьего, рассказал историю сумасшедшую — что он больше 200 птиц за один рейс сбивает. Ну давайте теперь остановим движение на косе автомобильное!» — эмоционально воскликнул проектировщик.

Птиц не стало меньше

Андрей Мухин категорически не согласен с тем, что поток птиц на Куршской косе значительно сократился: 

Это абсолютно не так. Поток очень плотный.

И именно в 2025 году было в целом чуть выше среднего. В прошлом году был чуть поменьше, а два года назад — выше, чем в этом. Это естественно, это случайные изменения численности», — заявил учёный в беседе с корреспондентом «Клопс».  

Эксперт подтвердил, со второй половины сентября до конца октября транспорт становится причиной гибели множества птиц.

«Птицы, действительно, бьются, и автомобили их сбивают, — отметил учёный. — Поток [птиц] идёт из Карелии и Ленинградской области, в целом из диких районов, где птицы с человеком никогда в жизни не сталкивались, подлетают на расстояние вытянутой руки. И поэтому автомобиль для них — это просто некоторое препятствие. В автобусе лобовое стекло просвечивает, и птица его не видит. Она считает, что просто пролетит через это. 

И то, что автомобили сбивают птиц, — это подтверждение того фантастического миграционного потока, одного из самых плотных в Европе, который идёт над косой». 

Андрей Мухин считает, что единственное спасение — снижение скорости транспорта до 60 км/час: «А это ограничение и существует на Куршской косе. Но в наших реалиях скорость ограничена до 79 километров в час, и эта разница в 19 километров — она является критической».

Компания «Спецавтотранс» уже вложила в проект строительства гостиничного комплекса в посёлке Рыбачий на Куршской косе 36 млн рублей.