Русалки, изображённые на медных накладках на дверях здания областного правительства в Калининграде, запечатлены в непристойной позе. Об этом заявил «Клопс» калининградский историк Сергей Трифонов, считающий подобный декор неуместным.
Фотографию фривольной, на его взгляд, композиции краевед прислал в редакцию в среду, 8 октября. Её автором Трифонов назвал немецкого скульптора Германа Брахерта — «ироничного человека и своеобразного художника». Накладки, по его словам, в довоенное время были установлены на Главном финансовом управлении Восточной Пруссии.
По мнению историка, автор явно вложил в работу эротический подтекст. Поза танцующих русалок напоминает ему объятия влюблённых с нетрадиционной ориентацией*.
«Во-первых, обратите внимание, мощным кулаком одна вторую держит за волосы сзади, — комментирует Трифонов. — Сама поза игривая».
Прочие образы на двери тоже кажутся ему провокационными: историк видит там олицетворение алчности и продажности, чудовище Маммону, человека с деревом вместо головы и даже персонажа «Звёздных войн» — Чубакку.
По мнению краеведа, всё это было саркастичной шуткой художника, которую не заметили ни немецкие власти прошлого века, ни советские. Огорчает его лояльность, с которой относятся к накладкам современные чиновники.
«Уместно ли это на правительственных воротах администрации области? — говорит Трифонов. — Тут хочется видеть символы российской власти».
Авторство Германа Брахерта для этой работы достоверно не установлено, рассказали «Клопс» в светлогорском доме-музее, посвящённом жизни и творчеству скульптора.
«Дело в том, что он считается автором эскизов этого оформления, — отметили в музее. — А принимал ли он сам участие, мы не знаем».
В наследии художника подобные образы есть, например, в музее хранится рельеф с русалкой и рыбаком. Кроме того, встречаются нимфы, но на классических морских дев они похожи разве что условно.
«Вообще образы русалок вполне привычны для европейской традиции, — прокомментировала «Клопс» наблюдения историка калининградский скульптор Наталья Чепкасова. — Это прослеживается ещё с эпохи Средневековья».
Медные накладки, по её мнению, выполнены в «Югендштиле» — это немецкая разновидность модерна начала ХХ века, для которой характерны слегка грубоватые силуэты и линии. Что же касается фривольности, то художница её в изображении не увидела. По её мнению, там не две морские девы, а русалка и тритон — то есть мужской вариант соответствующего фольклорного персонажа.
*Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России
Памятную надпись «Здесь стоял дом Иммануила Канта», нанесённую на асфальт рядом с гостиницей «Калининград», в августе залили чёрной краской.