10:02

«Щенячий патруль» для покупателей, нейросеть вместо работника и возвращение СМС: как развивается цифровизация в Калининграде

  1. Калининград
«Щенячий патруль» для покупателей, нейросеть вместо работника и возвращение СМС: как развивается цифровизация в Калининграде   - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Как калининградский бизнес использует инструменты цифровизации? Насколько эффективны эти решения? Каковы преимущества и риски применения искусственного интеллекта? Эти вопросы стали темой обсуждения очередного круглого стола в рамках проекта «Клопс. Эксперты».

Открывая дискуссию, директор Калининградского филиала мобильного оператора T2 Александр Коренецкий подчеркнул, что развитие информационных технологий предоставляет широкие возможности для продвижения бизнеса. 

«Если говорить о цифровых инструментах, которые дают максимальный эффект, то я бы хотел отметить, что мы поддерживаем бизнес с самого старта, — отметил он. — У нас есть услуги, которые позволяют каждому бизнесу расти, реализовывать свои потребности, начиная с организации корпоративной мобильной связи и офисной телефонии, заканчивая расширением клиентской базы и повышением клиентской лояльности. Также мы помогаем организовать систему контроля телефонных вызовов, которые проходят через корпоративную АТС. Использование встроенных инструментов речевой аналитики и интеграция с самыми популярными CRM системами облегчает работу с клиентами и формирует имидж компании».

По словам Александра Коренецкого, компания Т2 предлагает бизнесу ряд цифровых продуктов и сервисов, которые закрывают различные потребности предприятия, в том числе в подборе персонала. Наша услуга HR-таргет является одним из наиболее востребованных инструментов для клиентов. Благодаря ей можно быстро и точечно уведомить об открытых вакансиях и пригласить на собеседование потенциальных кандидатов, удовлетворяющих критериям работодателя. 

Александр Коренецкий | Фото: Арина Дегтярёва
Александр Коренецкий. Фото: Арина Дегтярёва

Александр Коренецкий затронул такой аспект использования Big Data как геоаналитика.

«Допустим, необходимо открыть новый магазин или дополнительный офис. Наши инструменты позволяют проанализировать плотность и портрет аудитории для определения наиболее подходящего места для открытия. 

Таким образом, можно оптимизировать или расширить свой бизнес на основе информации о покупательском потоке на вашей территории. 

Геоаналитика дает возможность сформировать выводы на обезличенных данных о потенциальных клиентах, их привычках и перемещении. В целом услуги на основе анализа больших данных решают задачи бизнеса быстрее и эффективнее и являются мощным инструментом для улучшения клиентского сервиса», — подчеркнул эксперт.

Почему эффективность использования IT-продуктов напоминает китайский автомобиль

Директор по маркетингу компании «Спар-Калининград» Павел Голубев поделился опытом внедрения цифровых технологий.

«В 2019 году мы начали цифровизацию своего бизнеса с программы лояльности, — сообщил он. — Потому что тогда это становилось уже гигиенической мерой — практически у всех федеральных крупных игроков была своя программа лояльности, своя Big Data. Причём с уже накопленной эмпирикой за несколько лет. И мы столкнулись с двумя основными проблемами.

Первая — если IT-решение интегрируется в классический бизнес, например, розничная торговля, то персонал считает, что приходит что-то, что его может заменить или обесценить его вклад в успех бизнеса. Но это можно победить, так как любой специалист потом все-таки работает с этими инструментами. Сейчас, кстати, появилась новая волна этих страхов, когда уже года два мы живем в эпоху достаточно активной интеграции искусственного интеллекта (ИИ). 

Соответственно, все дизайнеры, копирайтеры, СММщики и все остальные ребята, которые считают, что они находятся под угрозой, сильно нервничают. 

Но здесь опять-таки интеграция ИИ очищает рынок кадров. Те сотрудники, которые до какой-то степени использовали модель итальянской полузабастовки и паразитировали на бизнесе, сейчас понимают, что им либо нужно более интенсивно работать, либо ориентировать свою работу в рамках гибридизации между человеком и ИИ, либо выйти за рамки этой компании, если они не выдерживают конкуренцию даже с сырым ИИ. Хотя опять-таки в «Спаре» ИИ заменил достаточно большое количество бизнес-процессов, особенно мелких. Особенно в части создания контента, дизайна, видео и тому подобного.

Что касается второй проблемы — это большая разница между языком IT-компаний и заказчиков, которым они предлагают свои услуги. Я в силу специфики работы, наверное, два раза в неделю точно созваниваюсь с теми или иными IT-компаниями, которые предлагают как классические IT-услуги, так и некие дополнительные модули, надстройки, подстройки и так далее. И я заметил, что 9 из 10 из них говорят на своем языке. Наверное, считают, что чем больше они скажут слова энгейдж, ритеншн, CDP, ASPX или бэкенд, тем большее впечатлений они произведут на потенциального клиента, на директора по маркетингу, на коммерческого директора, на операционного директора. И это нужно как-то остановить. Потому что у заказчика — представителя традиционного бизнеса свой бизнес и свои термины. У них есть свое направление, своя отрасль, в которой они развиваются. IT-компаниям надо понять, что им нужен человек, желательно с опытом работы в структуре, представляющей целевого заказчика, чтобы он был неким таким переводчиком. Существует диссонанс в общении между продавцами IT-услуг и конечным их потребителем. Потому что, действительно, есть ощущение того, что ты платишь большие деньги за интересную, крутую, современную услугу, которая может сделать резкий скачок для твоего бизнеса в плане цифровизации. Но ты понимаешь, что это большие деньги и это большие ресурсы внутри компании для того, чтобы в этом разобраться. До сих пор компании, которые используют цифровые решения для прогнозирование заказов, анализа выбытия, управления полочным пространством в виде матриц и мерчендайзинговой выкладки, и уже дальше — программе лояльности, управление массивами данных, кубы, BI, CDP, используют все это хорошо если процентов на 20-30».

В качестве примера такой низкой эффективности использования возможностей ИТ-продукта Павел Голубев привёл ситуацию с современным китайским автомобилем.

«Когда люди его покупают, то они в течение полугода-года знают лишь о 30-40 процентах функций в нём, — сказал эксперт. — То есть они даже не проваливаются глубоко внутрь бортового компьютера, интерфейса. А самое ужасное, что еще и продавцы этих китайских автомобилей рассказывают примерно о 70-80 процентах функций. 

И вот эти 20-30 процентов возможностей остаются где-то там, глубоко внутри и о них никто не знает. 

Но об этих 20-30 процентах функций, о которых не знает ни дилер, ни тем более покупатель, о них знает кто? Производитель этих китайских автомобилей или IT-компания, которая считает каждый час своих разработчиков. И в стоимость продукта это обязательно включает. И уже существует такая проблема. Продавец IT-услуги понимает, какая добавочная стоимость и какая ядровая стоимость есть в продукте. И за каждую услугу и опцию, и кнопку, например, в китайском автомобиле может отчитаться. Но при этом конечный потребитель либо половину не понимает, либо половину не использует. Но при этом, как и в фармацевтике, ценообразование в IT-сфере очень схожее — лабораторные исследования и разработка продукта всегда будут включены в себестоимость».

Павел Голубев | Фото: Арина Дегтярёва
Павел Голубев. Фото: Арина Дегтярёва

По словам Павла Голубева, ценообразование в сфере цифровых технологий вызывает немало вопросов у клиентов.

«Когда разработчиков спрашивают, почему эта IT-услуга стоит одинаково для федеральной торговой сети и для региональной, отвечают, что они не смотрят на размер компании. А только на интеграцию и общую стоимость разработки. Накатить на кассовую ПО и товароучетную систему 20 000 магазинов федерального ретейлера и 107 магазинов «Спар-Калининград», по сути — одна и та же процедура. А есть ещё стоимость разработки, которую они делят на всех клиентов. Поэтому у большинства компаний нет динамического ценообразования. Да, иногда идут на встречу и понимают — вы региональная сеть, мы вам сделаем скидку. 

Но эта скидка никогда не пропорциональна размеру компании относительно других участников рынка. 

Никто не продаст нам IT-услугу на 107 супермаркетов, условно, в 200 раз дешевле, чем для компании с 20 000 тысячами магазинов».

В «Спаре» решили эту проблему, пойдя по пути создания дочерней компании Smart Kit.

«Она закрывает в группе компаний, куда входит и SPAR практически 90 процентов всех IT-решений, — сообщил Голубев. — Это и мобильное приложение «Клуб друзей», и способы бесконтактной оплаты KDPay, и интернет-магазин SPAR Online. И все остальные дополнительные вещи, такие как игровые механики, информационный агрегатор, и различные социальные проекты, как, например, с министерством образования мы проводим народное голосование за лучшую школу в Калининградской области. По сути Smart Kit создаёт для компании SPAR маркетинговую экосистему. Мы пошли по этому пути. Потому что, как оказалось, сделать самим, особенно зная потребность бизнеса, и дешевле, и проще. Мы не искали стыковку с IT-компанией. У нас IT-компания – это следствие основного бизнеса. Поэтому все задачи, которые решает наша IT-компания Smart Kit, они уже изначально на рельсах целей основного бизнеса. Мы развиваем это внутри своей компании, своей сети. Но, более того, у Smart Kit уже есть сторонние клиенты — розничные сети, в том числе и федеральные. 

Что касается этого опыта, то здесь есть, конечно же, нюансы. То есть, пришлось немножко философию переключить с классической торговли продуктами питания на что-то принципиально другое. Сделать некий инклюз в команду, безусловно, с опытом в IT сфере, и понять, что когда инвестируешь в целевой продукт для нужд розничной сети, то потом это может стать самостоятельным продуктом и участвовать в обороте IT-рынка, то есть продаваться в другие компании. А самое главное преимущество наших IT-решений заключается в том, что когда их предлагают другим сетям, то уже есть эмпирика «Спара». Smart Kit не рассказывает, что это может принести клиенту. Рост среднего чека, рост трафика, повышение средней сессии нахождения пользователя мобильных приложений, соответственно, и лучшее восприятие коммуникации и экономии на костах оффлайн-рекламы. В Smart Kit рассказывают о том, к каким положительным метрикам и результатам это привело в «Спаре». Первый год, второй, третий, четвертый, пятый. Поэтому мы продаём IT-продукты уже проверенные в боевых условиях».

По утверждению представителя торговой сети, вначале Smart Kit —это был бизнес, который должен был обслуживать группу компаний. Но сейчас это абсолютно отдельная бизнес-единица, зарегистрированная в Минцифре, отчитывающаяся перед ним.

«Она использует «Спар» не только как ключевого клиента и заказчика, но и как более чем удобную боевую площадку для тестирования IT-решения. Например, в сервисе KDPay в статусе KD Premium у нас сейчас доля всех транзакций более 10 процентов. Казалось бы, небольшая, но в безнале это ещё больше. 

Вы представляете, что за 10 процентов товарооборота одна из крупнейших сетей региона платит лишь технический эквайринг. 

А ведь эквайринг — это та вещь, которая всегда есть, она прилеплена к бизнесу, и это то, что является его неотъемлемой частью расходов. И за 10 процентов от нашего оборота мы не платим обычный эквайринг, благодаря тому, что у нас есть своя собственная система безналичной оплаты, которая позволяет нам просто не пользоваться банковским эквайрингом. Напомню, что вся торговля в стране платит банкам от 1,1 в лучших случаях, до 2,2 — 2,3 процента от оборота», — заключил Павел Голубев.

Как заказать пиццу для похудания

О том, какие задачи перед IT-компаниями ставят клиенты и с помощью каких инструментов они решаются, рассказали фаундеры компании DNT Евгений Видякин и Максим Новосёлов.

«Задачи, которые мы выполняем для клиентов — абсолютно разные, — отметил Евгений Видякин. — Разные инструменты, и, соответственно, разные запросы от наших клиентов. Если говорить про, например, маркетинг, то одно из последних, что мы делаем для одной из наших сетей — полноценный телеграм-бот с двумя нейросетями, которые помогают подбирать продукты. То есть, например, я хочу пиццу для похудения, как бы это глупо ни звучало, но, условно, малокалорийную. Или там хочу пиццу с зеленью. И нейросеть на основании меню, которое загружено в неё, понимает, что хотят, и предлагает пиццу, которая будет только с зеленью. И, соответственно, ты можешь сказать, хочу на компанию, дай мне сет на компанию. И она берёт тебе большой пул какой-то из разных пицц и так далее, из разных товаров. Это один из примеров того, как можно использовать искусственный интеллект именно в продажах и в маркетинге. 

Евгений Видякин | Фото: Арина Дегтярёва
Евгений Видякин. Фото: Арина Дегтярёва

Второй вопрос — это именно бизнес-процессы. Здесь мы сами много что используем внутри у себя. Так, мы ведём сейчас переговоры с одной из розничных сетей по автоматизации процессов внутри компании. Например, для проект-менеджеров — автоматическая генерация задачи. То есть пришла задача от заказчика или какой-то большой проект, его нужно раздробить на тысячу маленьких задач. С помощью нейросетей это делается вообще прекрасно. Второй вариант мы используем для создания технических заданий. Потому что всё учесть невозможно. 

Плохие технические задания — это бич вообще всей IT-разработки. 

И вот один из примеров того, как это можно использовать. Пожалуйста, отдал задачу от заказчика, тебе еще 54 вопроса навалилось о том, что надо узнать у него, чтобы проект был выполнен хорошо.

Это не сразу готовый кейс, там же, как и всё, надо обработать напильником, но какую-то канву глобальную, или если ты что-то забыл, она тебе наполнит. Вот это ты не учёл, вот эти вопросы, то, что он задаёт и так далее. Не хватает брифа, например, значит, надо еще раз перебрифовать заказчика, потому что не все данные учтены. Вот такие вещи, там их очень много. И сюда же относится история с внедрением где-то на производстве. Это ИИ-зрение, всякие такие вещи. Одному из заказчиков мы предложили отслеживать девиантное поведение ещё на подходе к объекту. То есть человек идёт, причём необязательно он пьяный, он, может, просто нервничает. И это можно очень быстро понять, и рекомендация — не грубите ему. ИИ-зрение с этим справляется вообще без проблем. Много чего может учесть. 

Это лучше всего подходит для аэропортов, для железнодорожных станций, метро, где есть риски различных акций. 

Но и для бизнеса тоже подходит — для тех же магазинов определять воров, тех, кто ведёт себя непонятно».

«Я с помощью ИИ создал напоминание – замена секретаря. Когда у меня какая-то встреча, мне сообщает. И он ещё мне шлёт новости», — усмехнулся Максим Новосёлов.

Максим Новосёлов | Фото: Арина Дегтярёва
Максим Новосёлов. Фото: Арина Дегтярёва

Почему среднему бизнесу проще использовать сторонние IT-продукты, чем создавать свои

Генеральный директор Калининградского филиала агентства недвижимости Century21 Expert Сергей Черешнев рассказал, как цифровые инструменты используются в риелторском бизнесе.

«Многие агенты до сих пор пользуются бумажной CRM в виде блокнота, — сообщил он. — И у них все заметки, всё, как они ведут клиента, записываются там. Я спрашиваю, как вы что-то находите? Ведь для этого нужно отлистать страниц десять. Ответов нет, как правило. Еще лет пять-семь назад такой универсальной CRM-системой для всех агентов был Гугл-календарь. Потом появились другие, мы с ними и работаем. Мы в 2024 году вложили в создание собственной CRM-системы порядка двух миллионов рублей. Для нас это большие деньги, большие инвестиции. Вложили и затем всё это похоронили. Потому что решили, что сами развивать мы эту историю не будем. В итоге пришли к готовым приложениям. В сфере недвижимости есть сложности, такие как выгрузка объявления на все площадки. Чтобы оно сразу ушло на 40 мест размещения. Мы пытались такую историю сделать интересную. Очень много съели кактусов. В итоге нашли простое приложение». 

Сергей Черешнев | Фото: Арина Дегтярёва
Сергей Черешнев. Фото: Арина Дегтярёва

«Да, все мечтают сделать свою CRM», — прокомментировал Евгений Видякин.

«В итоге мы оставили просто базовый продукт, и добавили туда приложение, которое нам решило все ключевые вопросы, — продолжал Сергей Черешнев. — Дальше пошли задачи автоматизации этих функций: отправка писем, контроль по отделам, потому что у нас несколько отделов, есть юристы, брокеры. И надо, чтобы эта карточка летала, чтобы она ходила, чтобы задача приходила как клиенту, — куда ему приехать и что сделать, так и сопровождению сервису. Говоря о Big Data, у нас есть классный парсинг, мы собираем полностью информацию по разным площадкам. Анализируем эти данные, то есть знаем наших конкурентов, чем они дышат, знаем состав команд, какие объекты они выгружают. Мы знаем движение цен, ежемесячно мониторим, как меняется цена на рынке, видим, как кривые сходятся, и понимаем, куда меняется рынок. Это, наверное, сильно отличает нашу компанию от других. Собираем информацию в удобный для нас дашборд. 

Тему продолжила генеральный директор компании «Эргодизайн» Марина Белых. Она рассказала, что поначалу у неё была CRM-система, где мы собрали всех наших покупателей и партнёров. 

«Она была настроена так, чтобы автоматом вёлся процесс продажи. То есть мы разработали систему, которая автоматически отправляла сообщения, в зависимости от теплоты покупателя. Потому что у нас достаточно долгий срок покупки, он доходит до двух лет иногда. Поэтому в принципе нам было неплохо это все разделить, но потом со временем мы эту функцию отключили и всё-таки включили функцию индивидуального обслуживания каждого покупателя. Потому что автомат абсолютно не даёт нужной нам глубины консультации человека. Сейчас очень бы мне хотелось, конечно, такого классного какого-то робота научить именно всему процессу, чтобы он так же глубоко, как человек, мог погрузиться. Пока это только в процессе, но я думаю, что это будет сделано, потому что технологии быстро развиваются», — подчеркнула Марина Белых.

Марина Белых | Фото: Арина Дегтярёва
Марина Белых. Фото: Арина Дегтярёва

По словам эксперта, её впечатляет, что искусственный интеллект позволяет делать прогноз спроса. 

«Понятно, что постоянно идёт тенденция на снижение и одновременно увеличение стоимости товара, — отметила она. — Нет среднего какого-то показателя. Есть очень много дешёвого. И есть те люди, которые очень-очень выборочно что-то покупают. И вот в этом смысле мы тоже сейчас быстро сориентировались, благодаря тому, что у нас искусственный интеллект и есть данные, которые собираются. Очень мне понравилось сравнение с китайскими автомобилями. Потому что с нашей мебелью то же самое. Там есть кнопка разблокировки, и клиент говорит нам — у меня сломался стол. Мы удивляемся, потому что мебель не может ломаться. Просто человек полгода пользуется, и не знает, что можно воспользоваться разблокировкой. Ну, то есть это вот такие вещи происходят, и прям это как бы удивительно, потому что эти люди, которые жалуются, они из сферы IT».

«Стол нельзя перезагрузить просто, наверное», — засмеялись в зале.

На разных языках: IT-разработчики и заказчики не понимают друг друга

Дискуссия на круглом столе перешла в сферу обсуждения взаимоотношений заказчиков цифровых решений и разработчиков. Сергей Черешнев поддержал тезис Павла Голубева о различных языках, на которых говорят представители сторон.

«Согласен, большая разница между языками IT и бизнесом, — заявил эксперт. — Это просто боль вообще. Я прошёл несколько интеграторов, и с каждым это было, наверное, не знаю, по неделе сессий, когда ты одно и то же в круг объясняешь первому, он тебя не понимает, пока не будет какой-нибудь переводчик. Да, мы друг друга не понимаем, нет банального продакт-менеджера, который хотя бы соединит эту историю между программистами, у которых вообще своя жизнь, такое ощущение, и теми, которые в другой жизни живут. И вот не у каждой компании, которая интегрируется, есть хотя бы этот продакт-менеджер. Задача вначале — найти продукт подешевле. Потом ты понимаешь, что надо подороже взять. Но этот подороже тебя тоже начинает приводить только к убытку. 

И всё, и мы в итоге после года страданий и мучений просто взяли готовый продукт и больше не мучаемся». 

«Сложно переоценить, конечно, эффективность всех этих технологий, — сказала Марина Белых. — В последнее время я это очень оценила, так как у нас происходит много интернет-продаж. Копирайтеров практически мы убрали, и это очень-очень удобно. Все полностью медиафайлы и все описания товаров, и даже SEO делаются с помощью ИИ. На это раньше требовалось невероятное количество часов труда копирайтеров, часов IT-специалистов. Для меня тоже всегда непонятно, как IT-часы переходят в действие. Это прямо основной вопрос. Мы с каждым подрядчиком пытаемся выяснить это. Это загадка».

Евгений Видякин объяснил ситуацию на примере своей компании: «Если бы зарплатные ожидания на рынке труда айтишников были чуть скромнее, то от часов бы давно ушли. Но из-за того, что там невменяемый просто фонд, мы, как работодатели, просто считаем каждый час — так и есть. Мы же это делаем тоже не от хорошей жизни. Если вы думаете, что нам по кайфу сидеть и часы рисовать, вовсе нет. Это же надо все задачи перебрать, с каждым проговорить, что мы будем делать, оценить и так далее. Потом эта оценка не сойдется. Поэтому это все надо пересчитывать, заложить риски. Это та еще эпопея. Но, к сожалению, такова реальность. Рынок труда в айтишке такой, что да, ты считаешь просто каждый час».

«Здесь как с медициной, — поддержал бизнес-партнёра Максим Новосёлов. — Приходишь к врачу и говоришь, у меня грыжа. Врач говорит — 30 дней пьёшь таблетки, грыжа рассосётся. Ты не можешь врачу сказать: мне надо, чтобы завтра. Потому что это невозможно. Если ты приходишь к разработчику, маркетологу, сеошнику и говоришь: я хочу клиентов или сайт. Он говорит, столько-то денег, столько-то времени. Нет смысла говорить, мне надо завтра. 

Просто надо тоже понять со стороны бизнеса, что некоторые вещи просто невозможно сделать хорошо очень быстро».

Риски нейросетей: семь пальцев на руке и три ноги

Говоря об успешности внедрения информационных технологий в бизнес, в частности, искусственного интеллекта, Марина Белых призналась, что теперь ей гораздо легче работать: «Если ты правильно применяешь искусственный интеллект, то у тебя все дела, которые раньше делались несколькими сотрудниками, можно выполнить одним нормально обученным человеком, который умеет качественно пользоваться ИИ». 

Впрочем, Евгений Видякин предостерёг коллег от излишнего оптимизма при использовании искусственного интеллекта: 

«С нейросетями вот какая ситуация. Когда появляется новая, все в восторге — смотрите, как классно. Через неделю-две мнение меняется на противоположное: нейросеть ничего не умеет. Потом выходит другая, и снова восторг — о, вот это можно отдать, это можно заменить. Потом через месяц сидишь и понимаешь, что зря отдал, ИИ ерунду написал, надо переделывать, тут что-то не так или всё не так. Или были ожидания, что вышел крутой продукт, код сам пишет, только сиди и проверяй. Выяснилось, что квалификация разработчика, который должен с этим работать, она просто на голову выше всех вообще, которые у тебя до этого были. Потому специалист должен настолько легко разбираться в чужом коде, чтобы суметь обнаружить ошибку в десятках тысяч строк. Вроде бы было хорошо, ты смог избавиться от, условно, пяти разработчиков, взяв одного. Но он перекрывает этих пятерых по фонду оплаты труда, а ещё выделывается, потому что такой один.

И это касается, всего, например, генерации изображений. 

Сначала все радуются, а потом выясняется, что на таких картинках семь пальцев.  

Это неизлечимо на сегодняшний день. Всегда будет семь. Потому что технические особенности этой сети — она не умеет считать. Если её научить считать, она не будет уметь рисовать. Конец. И опять возвращаемся к дизайнерам, пусть они нам рисуют контент. И ладно, картинки ты можешь фотошопить, а если у тебя видеоряд какой-то на минуту. И там где-то в середине семь пальцев или три ноги. И что делать-то? (Смех в зале) К тому же у нейросети контекст — умение удерживать все запросы и ответы в рамках одной беседы — страдает, это вообще отдельная боль. Когда ты работаешь, работаешь, и там в лучшем случае через час, а то и через пять минут может отвалиться контекст, и она тебе: «О, привет, как дела?» Всё, что было до этого, исчезло из неё, конец, начинай сначала».

Евгений Видякин рассказал и об ещё одном риске применения нейросетей. 

«Контрагенты в виде поисковых систем, маркетплейсов и так далее, они же все борются с искусственным контентом, — отметил он. — Они будут пессимизировать изображения и тексты, созданные с помощью ИИ. И там началась следующая борьба, как нам своим ИИ обмануть этот ИИ, который проверяет контент у маркетплейсов и поисковых систем. Нейросети — они же далеко уходят. То же цифровое зрение, оно же не связано никак с GPT. И типов нейросетей вагон просто. И они все под разные задачи. Не надо думать, что нейросети — это вот только писать тексты и генерировать картинки. И аналитика — это отдельный математический сегмент, потому что с математикой все очень плохо у большинства LLM — ChatGPT, DeepSeek — и приходится писать какие-то локальные модели. Сложить два плюс два — это задача для нейросети.

Сэм Альтман рассказывал историю про то, что если в нейросети поставить 10-литровое пустое ведро, семилитровое и трёхлитровое с водой и спросишь: «Сколько надо раз перелить воду, чтобы наполнить десятилитровое ведро, то получится очень сложный расчёт и, скорее всего, неверный. Хотя надо просто слить воду. Потому что она не очень в это умеет. Так было раньше, сейчас ситуация сильно лучше. Появилась обновлённая — Омни — у неё там что-то получается, но, тем не менее, под разные задачи они все абсолютно разные».

«Написание текстов – это, наверное, самая бесполезная задача нейросетей, — подчеркнул Максим Новосёлов. — Потому что они нужны для других немного вещей. Написание текстов — это сделано, чтобы привлечь пользователей. Нам дали инструмент для написания текстов, для генерации картинок, чтобы хоть как-то народу начать объяснять: есть нейросети, что с их помощью можно что-то делать. А глобально они нужны для аналитики, для обработки больших объемов данных. Чтобы что-то суммировать, какие-то большие массивы. 

А написание текстов – это вот самое бесполезное, что можно у них спросить. 

И плоха, и хороша одновременно не нейросеть, а тот человек, кто с ней работает. И поэтому она сейчас не должна никого и не может никого заменить нормально, потому что ей нужен оператор со знанием дела. Какую задачу ты бы ей дал, она не может ей сделать без оператора, который понимает в результатах. Мы много лет их используем, с самого появления, скажем так. Мы писали тексты с помощью ИИ для нашей местной туристической компании про Гвардейск. И она нам рассказывала, что Гвардейск — оказывается, музыкальная столица России».  

Как рассказал Павел Голубев, в торговой сети тоже стали активно использовать нейросети.

«У нас началась акция «Щенячий бум», классическая стимулирующая активность — собираем фишки, покупаем игрушки или получаем их за один рубль, — сообщил эксперт. — Но мы не могли обойти Digital, сделали игру на основе классической «три в ряд» в мобильном приложении «Клуб друзей». Причём мы интегрировали такую опцию, что каждый пользователь может зайти в «Клуб друзей» в раздел «Щенячий бум», включить камеру, либо подгрузить фотографию, сфотографировать всё, что угодно, но изначально своих домашних питомцев, либо себя с ними, и мгновенно эта фотография через ИИ превратится в персонажей акции и комикса — «Щенячий бум». И уже жителями региона сгенерировано 22 тысячи изображений 16 тысячами пользователей. 

То есть, если брать регион, это одно из самых массовых вовлечений в ИИ людей, которые, может быть, никогда даже с ним не сталкивались. 

Мы в течение месяца писали промт для ИИ-модели, потому что была задача не только нагрузки на сервер из-за одновременно большого количества генерирующих запросов, но и качество конечного продукта — сделать питомцев наших пользователей похожими на героев «Щенячего бума». Чтобы не было лишних пальцев, и собака не превращалась в кота, либо в котопса, и тому подобное. Мы около месяца тестировали не только лишь промт, но и большое количество агентов, большое количество моделей ИИ. 

Почему клиента нужно не только знать, но и уважать

В развитии темы использования цифровых средств коммуникации, директор Калининградского филиала Т2 подчеркнул, что одним из ключевых трендов в современном бизнесе становится активное внедрение искусственного интеллекта и нейросетей в повседневные процессы: «Особенно заметны эти изменения в области создания контента. Например, наша компания успешно применяет нейросети для создания видеоконтента и изображений, что позволяет значительно сократить временные и финансовые затраты». 

По словам Александра Коренецкого, особое внимание уделяется анализу больших массивов данных. Нейросети способны обработать тысячи строк данных за короткое время, минимизируя риск человеческой ошибки. При этом важно помнить о необходимости соблюдения конфиденциальности информации и правильного юридического подхода к использованию ИИ. Нейросети являются мощным инструментом реализации идей, но не заменяют креативный процесс полностью, считает он.

Павел Голубев рассказал, как в компании «Спар» используют СМС.

«В России наши коллеги заметили рост конверсии по СМС-сообщениям с четырёх до примерно восьми процентов, — сообщил он. — И мы долго думали: СМС, серьёзно? Казалось бы, это какая-то архаичная история. У нас сейчас средняя сессия внутри мобильного приложения «Клуба друзей» 1 минута 50 секунд. В среднем на рынке — 15-16 секунд. Потому что большинство мобильных приложений торговых сетей показывают и открывают в одном моменте — на кассе. Штрих-код или QR-код, если продвинутая система. У нас и голосуют за школы, и играют в игры, и читают новости, и генерируют фото в ИИ, и отвечают на вопросы из программы ВПР. И мы работали над тем, чтобы именно мобильное приложение стало тем основным источником контакта — визуального и, как следствие, маркетингового. А тут вдруг СМС попёрли вверх.

Мы проводили исследования с коллегами, и даже дошли до опроса, физического опроса, и люди говорили: у меня стоит много приложений от разных компаний.  И все они присылают пуш-уведомления. Но когда им приходит СМС, они знают, что либо просрочили выплаты по ипотеке, либо МЧС прислал извещение, что будет ураган, либо ещё что-то важное. То есть что-то серьезное посылает СМС — это стандартно. Банки, госуслуги, мобильные операторы, когда заканчивается баланс и нужно пополнить счёт, или роуминг включился, или ещё что-то, но всегда важное. То есть люди поняли, что сейчас это ещё и дорого, и бизнес уходит из СМС. Считается, что так как у нас есть мобильное приложение и бесплатные пуш-уведомления, да и электронная почта, если карточка полностью заполнена абонентами, то тогда зачем платить за эти СМС, за мессенджеры? Но пуши настолько надоели, поэтому люди часто либо отключают их в настройках, либо просто их вот так смахивают вверх. 

Но если пришла СМС, всё, человек все дела откладывает в сторону.

Вдруг там что-то серьёзное? Поэтому мы начали платить за СМС. Но они должны отправляться по серьёзным поводам и адресоваться конкретным категориям покупателей. Это персональное предложение по востребованию.

Когда человек со средним доходом от 300-400 тысяч рублей в месяц получает рекомендацию и скидку на дешёвое вино, его это обижает. А когда человек с доходом 58 тысяч рублей на руки — это средняя зарплата по Калининградской области — и ему предлагают купить что-то очень дорогое, его это раздражает. И вот для того, чтобы этого не обижать и не раздражать, нужно управлять базами данных. Нужно знать своего клиента и, главное, уважать его. Потому что уважение — это удовлетворение запроса не только простого — сахар, сода, яблоко, банан, но и удовлетворение самой потребительской модели каждого отдельного покупателя, включая и политику ценообразования».

Ограничения из-за велопробега Калининград—Зеленоградск—Калининград (схема)
Читать