23:11

В Калининграде представили концепцию «квартала для людей» на основе развития района Нарвской и Советского (эскизы)

  1. Калининград

В Калининграде обсудили проект, который может стать моделью развития городской среды на десятилетия вперед. В эфире центра «Горпросвет» его представили магистрант БФУ им. Канта, журналист издания «Клопс» Константин Сериков и глава дорожно-транспортного комитета администрации Антон Романов. Подробнее рассказал сам Константин.

«Речь шла о концепции организации дорожного движения в районе улиц Желябова и Калужской. Идею можно масштабировать на весь город. Участок между улицами Озерова, Мусоргского,  Нарвской и Советским проспектом — это типичный жилой микрорайон со смешанной застройкой. С течением времени его буквально заполонили автомобили. Задачей моей магистерской работы было продемонстрировать проблемы и поразмышлять, как можно развивать такие микрорайоны Калининграда».   

Два сценария преобразований

«Машина, стоящие на тротуарах и переходах у детских садов, хаотичная парковка вдоль узких улиц — пешеходу здесь бывает непросто. Статистика ДТП с пострадавшими в этом районе за последние пять лет нулевая, первый наезд был зафиксирован 2 сентября 2025 года. Но мелкие аварии здесь происходят регулярно, существуют так называемые точки конфликта.

Я предложил два сценария преобразования квартала.

Первый — минимальные меры: 

  • изменить траектории движения транспорта, размещая то с правой, то с левой стороны проезжей части, как недавно сделали в Пионерском; 
  • необходимы «лежачие полицейские» у детских учреждений,
  • нужно выделить пешеходные переходы. 

Шахматная организация парковочных мест (число которых при этом почти не сократится) замедлит скорость движения автомобилей, но не сильно. Моделирование потоков показало, что водители будут проезжать, например, через Калужскую на 4 секунды дольше, чем сейчас. Заторов там не наблюдается, а потенциальные риски значительно снизятся. 

Второй сценарий — создание велосипедно-автомобильного квартала. От Калужской до Желябова предлагается обустроить велодорожки, отделённые от проезжей части и тротуара, на месте нынешней парковки. На перекрёстке Калужской и Нарвской можно организовать небольшой транспортно-пересадочный узел с велопарковкой и арендой самокатов. 

На пересечении Калужского и Нарвского переулков я бы предложил привести в божеский вид небольшую зелёную территорию, которая сейчас фактически не используется. Хорошее место для сквера. 

  В Калининграде представили концепцию «квартала для людей» на основе развития района Нарвской и Советского (эскизы) - Новости Калининграда

Главная идея — создать в городе квартал, в котором комфортно передвигаться не только на машине, но и пешком, и на велосипеде. Я сам живу в этом микрорайоне и всё реже пользуюсь автомобилем, предпочитаю пешие прогулки и велосипед. Уверен, что именно такие концепции станут основой будущего областного центра. 

Мои предложения вызвали бурное обсуждение в комментариях. Одни слушатели требовали жёстче наказывать нарушителей правил парковки. Другие задавались вопросами о перспективах для людей старшего возраста, которым сложно пересаживаться на велосипеды.

Что думают власти 

Антон Романов поддержал инициативу. По словам чиновника, снижение скорости в городе не ведёт к пробкам, а, наоборот, повышает пропускную способность улиц. Он привёл пример Черняховского, где такая мера позволила машинам двигаться равномерно.

«Автомобиль — это личная ответственность. Покупая его, человек должен понимать, где будет хранить и как использовать транспорт, чтобы он не мешал жизни города», — отметил Романов.

Власти уже включили улицы Желябова и Калужскую в план ремонта тротуаров. Часть идей может быть реализована в ближайшие годы.

Погода на калининградском побережье 5 сентября
Читать