14:30

Никогда ни под кого не прогибался: близкие калининградского журналиста и художника Геннадия Саблина поделились воспоминаниями о нём (фото)

  1. Калининград
Геннадий Саблин | Фото: Денис Саблин
Геннадий Саблин. Фото: Денис Саблин

Геннадий Саблин, скончавшийся в Калининграде на 79-м году жизни, был не только известным журналистом, главным редактором комитета по телевидению и радиовещанию, но и самородным художником, работы которого экспонировались даже в Третьяковской галерее. Своими воспоминаниями об ушедшем поделились с «Клопс» родные и близкие Геннадия Петровича.

Он был нашим отцом в первую очередь — Денис Саблин

«Он был нашим отцом в первую очередь, — говорит сын покойного, Денис. — Человек хороший. Я даже не знаю, что больше сказать... Хороший человек. Наш папа. Вот и всё». 

Пока братья Денис и Максим взрослели, Саблин становился признанным профессионалом, главным редактором, автором собственных программ. Им нередко приходилось видеть отца рядом со знаменитостями: звёздами, политиками. Дома бывали, например, Леонид Якубович или Александр Малинин. 

«Какой-то отблеск это отбрасывало, — вспоминает Денис. — Но перед друзьями мы не бравировали, не выделялись ничем. Для нас это было как бы обычно».

Мальчики очень гордились папой, хотя по его стопам и не пошли: окончили школу милиции, отслужили, ходили в море. Геннадий Петрович никогда не давил на них, позволяя идти своей дорогой, самим делать выбор. Но любовь к красоте, чувство эстетики сыновьям старался передать.

«Он в нас вкус воспитывал: искусство, антиквариат...» — говорит сын Саблина. Когда тот, покинув 14 лет назад большую журналистику, решил всерьёз сам заняться живописью и в этом тоже достиг успеха, для семьи это неожиданностью не стало. Хотя до 65 лет, до выхода на пенсию, вообще не прикасался ни к кистям, ни карандашам.

Портрет жены Ирины, одна из картин Геннадия Саблина | Фото: Денис Саблин
Портрет жены Ирины, одна из картин Геннадия Саблина. Фото: Денис Саблин

«А я просто знал! — уверяет Денис. — Он молодой ещё закончил первый курс художественной школы. Но я видел, он, бывает, маму нашу покойную рисовал: ручкой раз и зарисовал. Я понимал, что у него есть талант!»

Такой он был жизнелюбивый человек — Борис Печерский

Борис Печерский, основатель калининградской компании «Айсберг» — друг детства Геннадия Саблина и один из самых преданных его товарищей на всю жизнь. Он вспоминает того как человека невероятного жизнелюбия, красивого, обаятельного. Как человека саркастичного, знающего себе цену и никогда не плывущего по течению.

«Он никогда не был комсомольцем, — говорит Печерский. — Не только членом партии, но и комсомольцем! Никогда ни под кого не подстраивался».

Его интересы далеко не исчерпывались даже журналистикой и искусством: Саблин был президентом областной федерации настольного тенниса, воспитал нескольких мастеров спорта. Творчество раскрыло новую грань таланта.  

«У него было несколько персональных выставок, — вспоминает Борис Григорьевич. — Очень многие известные калининградцы имеют в своих коллекциях его картины. Он не был компилятором таким, чтобы что-то срисовать... Он именно творил. 

Очень тщательно добивался совершенства. Вот последняя его работа — Маяковский. Он где-то увидел портрет или по телевизору что-то увидел, ему понравилась там композиция... Он за открытой дверью там стоит, какая-то скульптура и лицо Маяковского. Прекрасная работа, прекрасная. 

У него множество интересных работ, причём совершенно разноплановых: и импрессионизм, и классическая живопись. 

А ведь у него даже не было художественного образования. Абсолютный самородок.

 [Когда в Калининград] приезжали консультанты [на строительство филиала Третьяковки], они восхищались работами Саблина и удивлялись, что это человек без специального художественного образования. Он очень много достиг благодаря насмотренности, он собирал книги про художников, про музеи, и оттуда подпитывался талант. Безусловно талантливый человек».

Он — дорогой нам человек — Мила Фомичева

Для Милы Фомичевой, исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области, Геннадий Саблин был по-настоящему близким человеком. 

 «Для нашей семьи его уход — это очень грустно, — тихо вздыхает Мила Петровна. — Мне даже сказать нечего... Мы очень огорчены.

Когда-то мы вместе готовили программу для бизнеса, но потом он проявил себя как художник. Нам это очень близко, у нас общие интересы — антиквариат, живопись, искусство, театр. Так получилось, что во время работы нашли точки соприкосновения, это позволило сблизиться.

Он интеллектуал, он очень интересная личность. Человек взрослый совершенно вдруг стал рисовать. Вы не представляете, какие у него есть интересные работы!.. Он и портретист хороший, высокий уровень. У него было две персональные выставки, очень серьёзные, его работы выставлялись даже в Третьяковской галерее.

У него много друзей из союза промышленников. Он дорогой нам человек, что тут сказать. Я просто не представляю, как мы пойдём на [прощание] в субботу».

Он был центром информации — Алексей Кулик

Алексей Кулик, руководитель центра специальной подготовки телеканала RT (Russia Today) и тележурналист, считает Саблина одним из самых главных в своей жизни учителей и наставников.

Геннадий Саблин. Фото: Алексей Кулик

«Мы в этом году отметили 25-летие наших с ним близких дружеских отношений, — рассказывает Алексей. — С двухтысячного года, я тогда подвизался на Первом канале нештатным корреспондентом. Буквально в соседнем кабинете работала группа бывших корреспондентов, бывшая съемочная группа ВГТРК. Анатолий Трошин и Геннадий Саблин. И выпускали они программу под названием «Особая зона». Телепрограмма, которая выходила сначала на местном ГТРК, потом на «Каскаде».

Геннадий Петрович тогда во мне заприметил, как он мне потом сказал, определённые таланты. И мы с ним как-то практически моментально сработались. Это человек, который меня научил работать с информацией. Научил к ней относиться вдумчиво, с глубокой проработкой темы. <...> 

Делать серьёзные материалы, которые бы зрителю показывали реальное состояние дела. И программа «Особая зона» как раз отличалась аналитикой. Я горжусь этой работой. 

Но Геннадий Петрович сам по себе — уникальная личность. Это в первую очередь эстет с очень высоким художественным вкусом. У него дома очень-очень дорогие вещи с аукциона Сотбис, о которых он мог рассказывать часами, что это, какой стиль, направление. Знал имена, знал все даты. И меня к этому приучило, пристрастило. 

Для меня, человека фактически пролетарского происхождения, это было удивительно. А потом я понял, что это такие же люди, как мы. И они тоже подвержены тем же искушениям, которые нас так или иначе в мире подстерегают. И нас объединило довольно-таки много интересного из мира высокого искусства. 

А потом следующим открытием Геннадия Петровича было то, что в какой-то момент он взялся за кисть. И развил в себе таланты настолько...  То, что у него сейчас висит дома, — моё личное мнение — это шедевры.

Потому что смотришь: там глубина, там резкость, там захватывающий сюжет. Там ни одной картины нет, которая написана просто так. 

Он как тележурналист в прошлом детально прорабатывал свет. Он играл с тенями, играл с оттенками, играл с выражениями глаз. Я более чем уверен, что через какое-то количество лет, совсем скоро, за эти картины люди будут давать огромные деньги. 

Когда уже в 2010 году я совсем переехал в Москву, мы каждую неделю по два раза созванивались. И наши беседы были часовыми. Мы могли говорить о чём угодно. О политике, о каких-то интересных вещах. 

И я точно знал, что к нему за консультациями, за такими же разговорами обращаются сильные мира сего. Как на региональном уровне, так и те, кто... живёт в Москве, занимает очень высокие должности. Геннадий Петрович был своего рода центром информации, которой нет в открытых источниках. Мне, конечно, этих бесед будет очень не хватать».

Прощание с Геннадием Саблиным состоится в субботу, 30 августа, в 10:30 в Доме офицеров Балтийского флота по адресу: Калининград, ул. Кирова, 7. Вход со стороны улицы Брамса.

Геннадий Петрович родился в 1946 году в Узбекской ССР. Окончил филологический факультет КГУ. После службы в армии стал профессионально заниматься журналистикой, посвятил карьере более 30 лет.