12:50

Душегубка рядом с домом: калининградка лишилась части лёгкого и была вынуждена переехать из-за вредных выбросов

  1. Калининград

В Калининграде жительница микрорайона им. Александра Космодемьянского потеряла здоровье и была вынуждена уехать из своего дома. Что стало причиной такой ситуации, Марина рассказала корреспонденту «Клопс». 

По словам женщины, в июле 2024 года она заметила, как изменился воздух в микрорайоне. Появились странные химические запахи со стороны новых корпусов рядом с её домом. 

«Тогда я не придавала этому большого значения, но ближе к осени ситуация значительно ухудшилась, — отметила Марина. — Настолько, что приходилось спать с закрытыми окнами, чтобы не вдыхать неизвестную отраву. В конце октябре — ноябре 2024-го я долго болела чем-то вроде ОРЗ. Лечение не помогало, даже антибиотики не оказывали эффекта. Сделала КТ грудной клетки, по результатам которого у меня обнаружили пневмонию. Пришлось лечь в больницу. Пока лечилась, пообщалась с людьми в своей и в соседних палатах. 

Выяснилось, что ещё три женщины из нашего микрорайона здесь лечились от пневмонии».

Жизнь в газовой камере 

Оказалось, что пневмония — это полбеды. Томография показала, что у Марины в нижней доле левого лёгкого обнаружены признаки объёмного образования — мальформации с эмфиземой. 

«После выписки из больницы я пошла к торакальному хирургу, — рассказала жительница. — Он порекомендовал сделать операцию. 

В марте 2025-го мне удалили нижнюю долю левого лёгкого. 

После операции я всё ещё прихожу в себя. Первые несколько месяцев решила пожить у родителей, чтобы не ухудшать и без того слабое самочувствие». 

В начале лета Марина вернулась в свою квартиру в микрорайоне Космодемьянского. По её словам, ситуация с загрязнением воздуха только ухудшилась.

«Количество выбросов в атмосферу увеличилось, — подчеркнула она. — Я работаю на удалёнке, и мне было очень тяжело постоянно сидеть с закрытыми окнами. Несколько раз по ночам становилось настолько плохо, что были мысли даже вызвать скорую. 

У нас тут можно посчитать по пальцам одной руки дни, когда воздух свежий и не загрязнён частицами вредных веществ. 

Сейчас в нашем микрорайоне практически постоянно пахнет кислой сваркой. Так, что кисло делается во рту и начинается изжога. То тянет жжёной пластмассой — самый тяжёлый и удушающий запах, вызывающий рвотные позывы, слабость и сильную головную боль. То резко пахнет аммиаком и формальдегидом, то краской и ацетоном, другими миазмами. Происходящее здесь, к сожалению, неудивительно, ведь новые производства расположились рядом с жилой территорией. Моя квартира находится на расстоянии 500 метров, а чьи-то дома стоят буквально вплотную с выросшими из ниоткуда цехами. Санитарно-защитная зона попросту отсутствует!» 

Выбросы и днём и ночью

Ситуацию усугубляет вырубка деревьев вдоль ЛЭП. Из-за этого образовался свободный коридор для распространения зловонных запахов по всему микрорайону. Как сообщила Марина, на это жалуются жители многих улиц: 1-ой Алтайской, Тихоокеанской, Славянской, Механической, Карташева, Сестрорецкой, Макаренко, Селенгинской, Балтийского Шоссе.

«Новые предприятия работают посменно, — подчеркнула Марина. — Выбросы могут быть в любое время дня и ночи: рано утром, в обед, ранним вечером, поздним вечером, заполночь. В новогоднюю ночь нас тоже щедро одарили праздничными выбросами. 

Заводы работают без разрешения на ввод в эксплуатацию, по крайней мере, никаких сведений об этом в официальных реестрах нет. 

Они не оснащены фильтрами и газоанализаторами. Характер и концентрация химических выбросов зависит от направления ветра. Но обычно они бывают столь высокой концентрации, что запахи хорошо ощущаются даже во время сильных ливней, снегопадов и штормов».

«Пусть чиновники поживут, подышат»

И Марина, и другие жители микрорайона Космодемьянского с лета 2024 года постоянно жалуются в различные инстанции на существенное ухудшение состояния воздуха. Результата нет. По мнению калининградки, власти фактически покрывают нарушения и нелегальную деятельность. 

«Мне непонятно, почему новые предприятия строятся без проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, — возмущается Марина. — Как вообще возможно размещение вредных производств в жилом микрорайоне. С одной стороны у нас строятся новые жилые комплексы, вроде как развивается рекреационная зона, даже планируют проводить международные спортивные игры. А с другой, вырубаются леса и строятся вредные производства. Одно прямо противоречит другому. 

Неужели приедут иностранные спортсмены, поселятся здесь и будут нюхать запах кислоты и жжёного пластика с металлом? 

Или на время соревнований выбросы прекратятся? То есть показуха ради иностранцев, а нас, значит, можно травить?»

По словам Марины, до лета 2024 года у неё не было никаких проблем со здоровьем. Всё началось после того, как нелегальные предприятия стали коптить воздух.

«А рядом ещё обещают построить металлургический комбинат! — негодует она. — Его уже начали возводить, как сообщали в СМИ, но что-то я не видела никаких данных об экологической экспертизе. Получается, опять нелегальное производство? Как такое вообще возможно, мы же не в дикие 90-е живём. И там, впрочем, порядка было больше».

Марине пришлось снова уехать из микрорайона. По её словам, стоит только пару дней пожить в другом месте, как самочувствие улучшается: «А здесь каждый раз на выходе из дома подскакивает давление, начинается отрыжка, горло забивается токсичной химозой».

Новая квартира с хорошим ремонтом и мебелью пустует. 

Я готова предложить пожить в моей квартире чиновникам, которые шлют нам отписки, что у нас всё якобы нормально.

Даже денег брать не буду, — с усмешкой говорит Марина. — Может, министр природных ресурсов поселится, да хоть сам губернатор. Думаю, поживут месяц-другой, подышат тем, чем мы дышим каждый день, вдруг и задумаются, что нельзя лишать людей права на чистый воздух. Только, скорее всего, никто из чиновников не согласится на такой эксперимент. Ведь у нас легко можно лишиться лёгких».

В калининградском микрорайоне им. А. Космодемьянского Роспотребнадзор выявил сильное загрязнение воздуха уксусной кислотой и диоксидом азота.