18:30

Сердце, пронзённое ледорубом: калининградская бизнес-леди Ирина Безродная стала альпинистом и покорила Эльбрус (фото)

  1. Калининград
Фото: архив героини материала

Ирина Безродная из Калининграда десять лет управляла химчисткой, воспитывала двоих детей, разделяла с мужем заботы совместного бизнеса и искренне не понимала увлечения супруга альпинизмом. Но всё изменилось после одной случайной фразы. О том, как в её жизнь вошли горы, рассказала «Клопс» сама девушка, вернувшаяся в воскресенье, 24 августа, со склонов Эльбруса.

Решимости и самостоятельности Ирине, члену Балтийского делового клуба, а с недавних пор ещё и сертифицированному альпинисту, не занимать — ни в жизни, ни в бизнесе. Так что самые случайные мгновения для неё иногда становятся судьбоносными. Когда-то так родилось собственное дело: испачкалось любимое платье, и ни одна химчистка в городе не взялась его спасти. Что поделать? Пришлось открывать свою. «Ну и плюс я хотела быть независимой», — вспоминает Ирина.

Муж девушки, с которым они занимаются и общими проектами, её полностью поддержал. А вот что касается досуга, то их пути до недавнего времени расходились. Вадим — увлечённый триатлонист.

«Бег, велосипед, плавание, — перечисляет Ира. — Он прошёл дистанцию «Айронмен»! И вот он лет пять или шесть назад захотел пойти на Эльбрус. Я ему сказала, тебе делать нечего. 

Я не понимала, зачем это надо, что это такое. Рисковать своей жизнью, куда-то идти, жить в суровых условиях. И еще напрягаться, куда-то идти. Это казалось что-то ненужное вообще».

С первой попытки не получилось: на высоте около 5 100 метров у Вадима начались проблемы с дыханием и гид настоял на спуске. До вершины не хватило 500 метров! Впрочем, это немало — некоторым приходится разворачиваться и на 40. Но уже через год он вернулся — и тогда всё-таки дошёл до вершины.

Вадим прилетел с такими светящимися глазами, что Ирина, всё ещё скептически относившаяся к этому спорту, поневоле разделила его воодушевление. Они постоянно беседовали о горах, думали о горах, рассматривали фотографии гор.

«Он этого не говорит, — признаётся девушка. — Но я чувствую, что в его голове это есть: он хочет пройти семь вершин мира (признанный список высочайших гор — ред.). Как казалось, самая простая — это Килиманджаро. Мы смотрели много передач про этот вулкан. И однажды я сказала: ну хорошо, пошли вместе».

Ни одной фотографии на вершине

Экспедиция в Африку состоялась год назад. Несмотря на все воодушевляющие рассказы, что это самый лучший вариант для начинающих, дался он Ирине крайне тяжело. Восхождение длилось девять часов. Она до сих помнит по минутам каждый его отрезок и может сказать, где и в какой момент они были.

Восхождения всегда стартуют ночью | Фото: архив героини материала
Восхождения всегда стартуют ночью. Фото: архив героини материала

Маршрут оказался очень протяжённый — шли туда и обратно с перерывами больше суток. Длительное время участники похода проводят на большой высоте. Ира постоянно страдала от головной боли и нехватки кислорода. Плюс к тому восхождения всегда совершаются ночью, так что усталость и стресс тоже брали своё. 

Не раз и не два девушка укорила себя, что поддалась порыву. Ноги всё время скользили на камнях, а каждый шаг стоил новых усилий из-за постоянной одышки. Она обгорела на солнце — особенно пострадали губы — и сбила в кровь ногти на ногах. 

«Когда я спускалась, мне было так плохо, что я не могла даже смотреть на все красоты, — говорит Ирина. — Я не сделала ни одной фотографии наверху: абсолютно не было сил. Люди там что-то радуются, кто-то плачет, кто-то счастливый. У меня было просто равнодушие. Я думала, если я повернусь и посмотрю на вершину, меня стошнит. Потому что я её видеть не могу».

Последний билет на Эльбрус

И всё-таки именно Килиманджаро стала поворотной точкой. Ещё на первом этапе пути — а он довольно простой, «вот как погулять вышли, спокойно, расслабленно» — на одном из привалов Ирина и Вадим вдруг встретили знакомого из Калининграда. Он и произнёс случайную фразу, которая в итоге изменила всё.

«Он говорит: «На Эльбрусе легче». Когда я это услышала... Я ещё наверху не побывала, но я уже поняла, что я пойду на Эльбрус. И потом: я уже спустилась, мне было плохо. И у меня все равно мысль в голове: я пойду на Эльбрус».

На Кавказ Ирина в итоге отправилась без мужа: с командой проекта Super Girls. Это группа женщин, которую набирает Александр Абрамов (советский и российский альпинист, президент российского «Клуб 7 вершин» — ред. ). Они совершают восхождение с опытными гидами, не беспокоясь о быте и фото- и видеосъёмке. 

Попасть в проект оказалось не так просто. Мест уже не было. Но Ирина была твёрдо уверена, что без неё группа не уйдёт. Снова и снова она несколько недель продолжала набирать заветный номер и спрашивать, не передумал ли кто-то из участников. И наконец ей перезвонили.

Ирина очень благодарна своему «горному крёстному» — Александру Абрамову | Фото: архив героини материала
Ирина очень благодарна своему «горному крёстному» — Александру Абрамову. Фото: архив героини материала

На подготовку оставалось совсем немного времени. Но девушка и так постоянно поддерживает себя в спортивной форме, занимаясь бегом. Для маршрута той категории сложности, которая ждала её на Кавказе, такого опыта, считает Ирина, в принципе, достаточно.

Хуже оказалось другое. Восхождение, которое было заметно короче по времени, практически с первой минуты заставляло девушку переживать непередаваемые — и не самые приятные — эмоции. 

Сомневаться в правильности своего поступка Ирина начала почти сразу после приезда. Она привыкла считать себя везучей: например, в день её рождения всегда хорошая погода — так случилось даже на Килиманджаро, хотя до того было очень холодно. Но Кавказ встретил совсем уж сурово.

«Думаю, что-то я погорячилась, — усмехается она. — А за день до восхождения была непогода. Мы жили в приюте на высоте три восемьсот. Был ветер порывами до ста метров. И гром, молния, дождь, снег. Туман. А нам в следующую ночь выходить. Никто в эту ночь не спал. Все боялись, что домик унесет. Ветром».

От ратрака до ратрака

Домик не унесло: за полночь Super Girls разбились на три группы и тронулись в путь. Ирина, как уже более опытная, попала в шестёрку, которая выступала последней, в три часа ночи. На сей раз дорога на пик и обратно заняла всего около восьми часов, при том, что до высоты 5 100 м спортсменок довезли.

«Мои часы показали, что от ратрака до ратрака было семь с половиной часов. Всё прошло гораздо быстрее и как в тумане, — вспоминает Ирина. — И вроде бы по физической подготовке всё нормально. Но из-за того, что там тропинки узенькие-узенькие, и ты идёшь с ледорубом и в кошках, там очень страшно.

На Килиманджаро ты кошки практически не надеваешь, только на самом верху там немножко снега. И то: не кошки там, а так, котятки. Маленькие. 

Там нужно больше физической подготовки, но нет какого-то страха. А на Эльбрусе маршрут с юга, он несложный. Но там очень страшно».

Фото: архив героини материала

Кроме того, на склоне оказалось очень много людей. «Прямо пробки. Если куда-то выходишь на обгон, то ты уже выходишь на склон. И если вдруг сорвёшься, ты должен зарубиться. Постоянно одна мысль: главное не упасть. И главное, чтобы камень какой-нибудь на тебя не упал...»

А потом произошло то самое чудо. К рассвету, когда начинающие альпинистки вышли на последний отрезок маршрута, выглянуло ослепительное солнце и стало так тепло, что гид признался маме по телефону, что «идёт без перчаток». Ждали минус двадцать, а воздух прогрелся до плюс десяти, девушки снимали не только перчатки, но даже пуховики!

И тогда Ирина снова поверила в свою особенную удачу. А поднявшись на вершину и развернув там флаг БДК, расплакалась. 

Сердечко и ледоруб

Покорив Эльбрус, скромная владелица химчистки получила самую настоящую книжку альпиниста — сертификат, подтверждающий её статус. Теперь она обдумывает новую цель. В мире есть две популярные альпинистские программы — «Семь вершин» и «Семь вулканов». Килиманджаро и Эльбрус входят в обе. 

Дальше — нужно делать выбор. В списке, например, Аконкагуа и Демавенд. Окончательное решение супруги ещё не приняли. Зато ясно одно: горы теперь неотъемлемая часть жизни их обоих. И привезённый из поездки кулончик на груди Ирины — сердечко, пробитое миниатюрным ледорубом — не изящная безделушка, а полный огромного смысла талисман.

Спать в палатке под открытым небом на высоте пяти тысяч метров и неделю пробираться среди снегов — 53-летний калининградец Сергей Гусев-Соколов этим летом тоже поднялся на вершину Эльбруса