Электросамокаты прочно вошли в городскую среду Калининграда и стали одновременно удобным средством передвижения и источником конфликтов на улицах. На круглом столе проекта «Клопс. Эксперты» представители администрации, Госавтоинспекции, общественники и операторы кикшеринга обсудили, как сделать использование самокатов безопасным и цивилизованным.
Инфраструктура: город готовится к росту
Формирование вело- и самокатной среды началось задолго до появления в ПДД термина «СИМ». «Фактически, город Калининград и ранее был в большей степени велогородом», — рассказал глава комитета по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Антон Романов.
После прихода операторов кикшеринга ситуация менялась так:
- в 2023 году жители совершили около 1,3 млн поездок,
- в 2024-м — уже 2,3 млн,
- к июлю 2025-го показатель достиг 1,7 млн.
Сегодня в городе 104 км велополос и дорожек, к концу года станет 117.
«Самокаты — это новая реальность, которая никогда не уйдёт из нашей жизни», — подчеркнул Романов. Он предостерёг от чрезмерных запретов, которые «могут породить другую проблему». Чиновник имеет в виду рост количества личных самокатов, контролировать которые намного сложнее.
ДТП: число травмированных растёт
Директор исследовательского центра урбанистики Илья Абросимов привёл тревожную статистику:
- в январе–июле 2024 года было зафиксировано 21 ДТП с СИМ,
- за тот же период 2025-го — уже 53,
- число пострадавших выросло с 22 до 55.
Смертельных случаев в Калининграде не зарегистрировано. «Тут надо сказать в большей степени спасибо автомобилистам, и городу, и ГАИ», — сказал Абросимов.
Штрафы и дисциплина
Для Госавтоинспекции вопрос уже не стоит в формате быть или не быть самокатам. «Общество делает выбор в пользу самокатов», — отметил Алексей Анахов, директор технического надзора ГИБДД. По его словам, дисциплина пользователей напрямую зависит от административных мер: «Наказал — значит, запомнил».
Операторы согласны, что нужно следить за дисциплиной и наказывать нарушителей. «На данный момент по Калининграду был выписан 571 штраф. В основном это езда вдвоём, неправильные парковки, неспешивание на пешеходных переходах», — сообщил территориальный менеджер сервиса «МТС Юрент» Даниил Музыка.
По его словам, штрафы оплачиваются в 95% случаев: «Оставшиеся 5% — это блокировка аккаунта у несовершеннолетних и большой штраф, который накладывается на сам аккаунт».
Даниил Музыка подчеркнул, что нарушения фиксируются системно: «За неправильную парковку есть повторные штрафы. После получения штрафа за езду вдвоем только 20% совершают данное нарушение повторно».
Илья Абросимов уточнил, что если у вас заблокировали аккаунт, потребность в удобстве передвижения всё равно остаётся. «Вы попробуете найти вариант, как её удовлетворить. Чаще всего — пересесть на личный самокат», — говорит эксперт.
Дети и подмена аккаунтов
К сожалению, зачастую, в приложениях кикшерингов аккаунты детям заводят именно родители, невзирая на возрастные ограничения.
«Буквально сегодня подросток возле школы номер 15 взял самокат — возраст около девяти лет. Банковская карта родителей, пройдена система МТС-ID. Как будто управляет родитель», — рассказал Даниил Музыка. По его словам, мамы и папы часто узнают о таких случаях только после штрафа или происшествия с ребёнком.
Номера, парковки и контроль
Для лучшего выявления нарушителей кикшеринг начал оснащать самокаты индивидуальными укрупненными номерами. «Более чем 30% СИМов МТС Юрент уже с номерами, до конца сезона обклеим весь парк», — сообщил Даниил Музыка.
Такие номера удобны для считывания на пешеходных переходах, чтобы детектировать неспешивание при переходе проезжей части — это одно из наиболее частых нарушений ПДД на самокатах. «В московском регионе и других городах такие номера уже показали свою эффективность. Их использование, к примеру, в Екатеринбурге позволило снизить число неспешиваний на 40%», — уточнил представитель кикшеринговой компании.
Сейчас завершить поездку можно только в радиусе парковки. «Раньше была функция, которая называлась «Доверься мне». Любой пользователь, который берёт самокат, мог завершить поездку где угодно. Сейчас этой функции нет», — отметил Музыка.
Оператор совместно с администрацией города проводит ревизию парковок: «После того, как мы скорректируем их количество, будем работать над уменьшением радиуса, а дальше — разработкой дополнительных парковочных зон».
Скорость и ограничения
Даниил Музыка сообщил, что компания уже ограничивает скорость на сложных участках, участках с высоким пешеходным трафиком: «Не дожидаясь запроса администрации, вводим ограничения на 15 км/ч. Взять хотя бы Московский проспект вдоль, как ехать в сторону магазина «Метро». Там отсутствует инфраструктура».
Такие меры выгодны операторам, но не это главная цель: «Мы получаем больше денег, больше времени. Но наша главная задача — безопасность пользователей и всех участников дорожного движения, в особенности, пешеходов».
Право и ответственность
Представители общества защиты прав автомобилистов напомнили: больше всего рискуют семьи с детьми. «С любой стороны может выехать самокатчик. Он может сбить, и ещё проблема такого самокатчика потом поймать, потому что к ним не применяются правила, как в отношении автомобилистов», — сказал юрист ОСА Пётр Губенко.
Он отметил, что на федеральном уровне обсуждается идея ввести отдельную категорию водительских прав для электросамокатчиков: «Это могла бы быть минимальная категория, которая заставляет изучить ПДД».
Руководитель инспекции общественного контроля инспекции по безопасности дорожного движения Дмитрий Мельников добавил, что самокатчики оказались в редкой ситуации — они раздражают и автомобилистов, и пешеходов: «Вот так получилось, что все не любят именно прокатные [самокаты]». Как добавил эксперт, в Калининграде набирает популярность петиция за полный запрет самокатов.
Баланс интересов
Итогом дискуссии стала мысль о поиске компромисса. «Должен быть баланс между всеми участниками дорожного движения. У каждого должна быть своя территория, своя зона жизни», — подчеркнул Антон Романов.
Важнейшая задача, по мнению всех участников, — грамотное разделение потоков. Город уже тестирует разные варианты: временную разметку на тротуарах и дублёрах дорог, капитальные велополосы. В Калининграде запрещено завершать аренду у 58 школ и в зонах высокой пешеходной нагрузки.
Остаются споры: нужны ли велодорожки на проезжей части? Госавтоинспекция выступает против, опасаясь «мёртвых зон» и неопытности пользователей. Урбанисты, напротив, видят в этом путь к большей безопасности и удобству.
Не менее важно обучение. Каждое воскресенье на Верхнем озере проводится школа вождения для самокатчиков. «Цель в том, чтобы пользователь научился пользоваться правильно с точки зрения правил дорожного движения. Это абсолютно бесплатно», — сообщил Антон Романов.
«Для молодёжи СИМ — фактически часть общественного транспорта», — уверен представитель администрации. Илья Абросимов считает, что Калининград может стать пилотным городом по внедрению искусственного интеллекта для анализа ДТП: «Переход от постаналитики к прогнозированию должен произойти в этом году».