18:38

«Здесь покоится маленькая мечтательница»: как возвращают из забвения имена переселенцев, похороненных на Камской (фото)

  1. Калининград
Субботник на кладбище  | Фото: Мария Кохановская
Субботник на кладбище. Фото: Мария Кохановская

Волонтёры, взявшие шефство над заброшенным кладбищем первых переселенцев на улице Камской, возвращают из забвения их имена и судьбы. «Клопс» пообщался с теми, кто восстанавливает биографии похороненных на окраине Калининграда.

Официальное кладбище

Калининградский историк Николай Чебуркин в своей брошюре «Кладбища в Кёнигсберге» пишет, что в разрушенном войной городе сложилась критическая ситуация с захоронением умерших: 

Хоронили советских граждан, как и немецких, где придётся. 

Если немецкая религиозная община не возражала, то хоронили на кладбище общины, а если возражала, то хоронили тогда за оградой кладбища. Одним из таких кладбищ для первых советских переселенцев стало кладбище на проспекте Мира. После депортации немецкого гражданского населения была постепенно «освоена» де-факто и немецкая часть кладбища».

В своей работе Николай Чебуркин приводит печальную статистику: «В период с апреля 1945 года и до окончательного решения «немецкого вопроса» (начала депортации в Германию) в 1947 году в Кёнигсберге по разным причинам умерло 12 тысяч человек немецкого гражданского населения. 

Захоронения гражданского населения производились на прилегающих к кладбищам территориях, а также в парках и скверах.

Найденных «подснежников» — трупы, обнаруженные весной при таянии снега, — хоронили в ближайших ямах и траншеях. Неофициальным кладбищем немецких жителей советского Кёнигсберга стал ипподром (сегодня — часть зданий БФУ имени Канта на улице Александра Невского). [...] Кладбище на пересечении улиц Камской и Матросова стало первым в Калининграде официальным кладбищем советских переселенцев».

Кладбище на Камской просуществовало до конца девяностых. Потом власти запретили производить там захоронения, территория была передана под строительство промышленного предприятия. Переселенческое кладбище стало приходить в упадок. На могилах срезали ограды, выкорчёвывали металлические памятники с красными звёздами, сдавали всё это в металлолом. Сюда выбрасывали мусор, на некоторых захоронениях остались следы откровенного вандализма: например, отметины от стрельбы по фотографии на памятнике — скорее всего из пневматического оружия. 

Два года назад о состоянии переселенческого кладбища написала на своей страничке во «ВКонтакте» калининградский геоэколог Мария Кохановская. Первый раз Мария пришла сюда во время эпидемии коронавируса. Надо было где-то гулять, дышать свежим воздухом, не рискуя подцепить болезнь или полицейский протокол о нарушении противоэпидемиологического режима. Заброшенное переселенческое кладбище в тех условиях было идеальным местом для прогулки.

«Мне было интересно посмотреть, — рассказывает Мария,— что и как там растёт». Помимо огромного разнообразия различных сорняков, она увидела старые могилы в ужасном состоянии. Марья начала искать какую-либо информацию о кладбище.

Ситуацией заинтересовался и «Клопс». В декабре 2023-го на портале вышла статья, которая вызвала резонанс. Сегодня на первом официальном кладбище Калининграда проводятся субботники, работники МУП «Чистота» вывозят мусор и борются с сорняками, а волонтёры проводят просто гигантскую архивную работу, возвращая из забвения биографии похороненных здесь калининградцев.

Фото: Мария Кохановская

«В возрасте 29 лет»

Евгения Черевкова — одна из таких волонтёров. Она показывает чёрно-белую фотографию мужчины, на его плечах — погоны старшего лейтенанта. 

«Это Андрей Шостак, — рассказывает Евгения, — совсем ещё мальчишка. В 1944-м, в 18 лет, призван в армию. Связист. Награждён медалями «За взятие Кёнигсберга», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», орденом Славы… Умер в 1955-м году в возрасте 29 лет».

Другой ветеран той великой войны, похороненный на Камской, — Александр Соловьёв, подполковник ветеринарной службы. В Красную армию призван в 1939-м, прошёл всю войну, награждён медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», орденом Красной звезды. На сайтах «Память народа» и «Подвиг народа» опубликована короткая информация об этом человеке: «Провёл в частях армии ценную научно-исследовательскую работу по испытанию новых лекарственных веществ по лечению больных пироплазмозом лошадей. Полученный опыт по испытанию новых препаратов с успехом применяется в других армиях фронта». Он умер в 1966-м.

«Здесь похоронено много ветеранов войны, участников штурма Кёнигсберга, Вены, Берлина, — рассказывает Марья Кохановская, один из лидеров неформального волонтёрского объединения «(Не)забытое кладбище». — Если посмотреть даты их рождения и смерти, то приходишь к выводу, что пережившие войну ветераны после Победы долго, как правило, не жили».

Андрей Шостак и его могила. Фото: Евгения Черевкова, сайт «Подвиг народа»

Бабушка и внучка

Близкие Марии Кислой не знали, где её могила. Единственная зацепка — фотография 1966 года, когда установили памятник Марии Александровне. По этому поводу собралась вся семья, многих членов которой уже не спросишь. 

Могилу нашли по деревьям на старой фотографии и расположению захоронения, принятому у католиков. Правнучка Марии Александровны Алла, рассказывает на стрнице сообщества «ВКонтакте»: «Моя прабабушка Кислая Мария Александровна похоронена на этом кладбище в 1966 году. Она приехала сюда в 1958-м из деревни в Витебской области. 

Во время войны их с мужем и детьми вывезли в Австрию в лагерь, потом в Германию. 

Вернулись в деревню в 1946-м, всё сожжено. Потеряла мужа, было очень трудно выживать. Первым (в Калининград — ред.) приехал старший сын, получил работу в колхозе. Потом приехала она с младшим сыном и тремя дочерями. Жили в посёлке Шоссейный. Дети создали семьи. Сыновья работали в колхозе. Дочери — на стройке, в порту. Она помогала с внуками. Уже позднее дети получили статус узников нацистских концлагерей. Памятник поставили в 1966-м на годовщину. 

Ухаживали, всё было покрашено. Никому не приходило в голову фотографировать. 

Есть единственное фото 1966 года, когда собралась семья и приехал ещё сын из Белоруссии. Сейчас ни памятников, ни оградки…»

Рядом с Марией Александровной похоронена её двухлетняя внучка Марина Владиславовна, умершая в 1969-м. Волонтёры «(Не)забытого кладбища» рассказывают, что были поражены количеством детских могил на Камской. На сегодняшний день удалось установить имена 72 детей, 31 из них умерли в младенческом возрасте. 

Мария Александровна Кислая и её родные у могилы. Фото: страница «(Не)забытое кладбище» «ВКонтакте»

У детей в послевоенном Калининграде была очень трудная жизнь. Евгения Черевкова, волонтёр «(Не)забытого кладбища», вспоминает историю своей семьи: «Моя бабушка приехала в Калининград в 1946 году. Привезла с собой 11-летнюю дочь. Здесь, в Калининграде, вышла замуж. В феврале 1947-го, будучи на последнем месяце беременности, она или потеряла, или у неё украли продуктовые карточки. Семья голодала. В буквальном смысле. В апреле 1947-го, не в роддоме, а в квартире на Кремлёвской улице, где жила семья, рядом с немецкой печкой у неё родилась дочь. Милая чудесная голубоглазая девочка. Только без ноготочков на руках. Это была моя мама…»

Ирочка Берёзкина

Проржавевший металлический обелиск. Надгробие из цементной крошки покосилось, левым углом ушло в землю. Могилу давно освоили сорняки. На обелиске — фотография девочки. Умерший ребёнок с укором смотрит на живых, зашедших на старое кладбище. Ни имени, ни фамилии, ни даты рождения, ни даты смерти. 

Возможно, этот взгляд ребёнка с фотографии на эмали заставил действовать волонтёра «(Не)забытого кладбища» Игоря Лабзина, у которого растут две свои дочери. Могила неизвестной девочки Игорь привёл в идеальный порядок, а на обелиске появилась надпись, призывающая тех, кто что-то знает о похороненной девочке, звонить по указанному номеру. Через несколько дней после публикации в соцсети появились первые отклики.  

«Это Ирочка Берёзкина, — написала жительница Калининграда Татьяна. — Мы окончили в мае 1962 года 1-й класс, а 31 числа похоронили нашу одноклассницу Ирочку Берёзкину. Она жила на Шпандине. Её могила вдоль ул. А.Матросова, ближе к ж/д. Как нам объяснили тогда — солнечный удар. Мы, когда закончили 8-й класс, с девчонками решили сходить к ней на могилку. Еле нашли, очевидно, родных нет в городе. У них года через два родился сын Игорь, а когда её старшая сестра Алла окончила 8-й класс, они куда-то уехали».

Игорю Лабзину удалось найти родственников Ирины Берёзкиной, проживающих в Калининграде и в Израиле. Они рассказали, что Ирочка умерла от укуса клеща на субботнике в школе, сгорела за два дня. Врачи не смогли поставить диагноз…

Игорь и племянник Ирочки Олег Огородников встретились возле её могилы. Они вместе прикрепили к покрашенному обелиску отреставрированную фотографию девочки с надписью под её именем: «Здесь покоится маленькая мечтательница, чьи мечты взмыли в небеса». Сегодня маленькой мечтательнице исполнилось бы 70…

Игорь Лабзин у могилы Иры Берёзкиной | Фото: Евгения Черевкова
Игорь Лабзин у могилы Иры Берёзкиной. Фото: Евгения Черевкова

Всего на кладбище похоронено около 2 тысяч человек.  На сегодняшний день удалось установить имена 400. За каждым именем — история конкретной человеческой судьбы. Эти человеческие истории, как маленькие ручейки — в великую реку, вливаются в историю нашей Родины. Собственно, они и есть история нашей Родины.

Вглядитесь в эти лица. Может быть, найдутся те, кто знает кого-то из похороненных на старом кладбище. Телефон для связи: +7 911 470 87 85 (Евгения).

У Виктории Осипенко, руководителя некоммерческой организации ЮЛА, на Камской похоронена прабабушка. НКО ЮЛА при поддержке Фонда президентских грантов вместе с волонтёрами «(Не)забытого кладбища» реализует проект «Спасение из забвения». Школьники и студенты собирают информацию о похороненных на кладбище калининградцах, работают над оформлением информационных стендов и спектаклей о первых советских переселенцах в бывшей Восточной Пруссии.