Когда в детстве не хватало игрушек — остаётся только взять пластилин и слепить своё войско самому. Так однажды и сделал калининградец Евгений Кондратюк — теперь у него дома тысячи уникальных солдатиков и целые пластилиновые княжества. Как оживают фигурки и зачем взрослому мужчине устраивать «войнушки» — Евгений рассказал «Клопс».
Для игрушечных бойцов — настоящие мечи
Первые фигурки 47-летний Евгений лепил ещё мальчишкой — всё из-за дефицита игрушек и желания устраивать собственные битвы. Со временем увлечение не прошло: наоборот, он стал придумывать целые исторические сценарии и делать маленьких бойцов всё детальнее.
«Сначала простенькие, потом всё серьёзнее — костюмы, доспехи, мечи. Первое время увлекался Второй мировой: делал танки, самолёты, пушки, домишки», — объясняет собеседник «Клопс».
Солдатики не просто кусочки пластилина: у каждого свой прототип, исторический или фантазийный. Евгений делает их вместе с напарником — 43-летним братом Алексеем. Оружие — тоже ручная работа: в мастерской Алексей куёт мечи и шпаги, чтобы те были острыми, как настоящие. Братья расставляют пластилиновые полки, строят укрепления и продумывают целый сценарий с перестрелками.
«У каждого своя армия. У кого-то больше кавалерии, у кого-то пушки. Потом играем, кто кого победит. Всё как в детстве», — рассказывает коллекционер.
Улыбаясь, Кондратюк добавляет, что после боя пластилин перерабатывает и создаёт новых персонажей для следующей битвы.
Сочетают эпохи и создают фантастические миры
Битвы устраивают на улице — для этого есть два больших стола. Чтобы вытащить всю армию, нужно полдня. Со второго этажа, где на полках стоят готовые к бою игрушки, их спускают в коробках на верёвках. Из воздушки братья палят по войскам противника и ведут подсчёт.
«Серьёзную войнушку устраиваем раз в год — это когда в бою больше 900 солдат. Есть бои меньше, от 200 где-то. Такие мы часто делаем, но уже не так интересно, хочется масштабнее».
Фанаты миниатюр уверены: точность в деталях важна, но, случается, Евгений и Алексей сочетают эпохи или создают целый выдуманный мир. Иногда они устраивают настоящую фантастику — главное, чтобы игра шла с азартом. Иногда, посмотрев фильм со сражением, хочется сделать своё продолжение и исход.
«Бывает, что сценария нет: просто выставляем войска — и вперёд, — рассказывает мастер. — А иногда расписываем, кто за кого, кто куда идёт. Я люблю Средневековье — рыцари, замки. Нравится придумывать, как они штурмуют, обороняются».
Евгений мечтает воссоздать в пластилине наполеоновскую эпоху и придумать альтернативную историю.
«Идеально получается моделировать реальные битвы: мы по книгам смотрим численность армий. Удивительно, что при наших расчётах бои — как настоящие симуляторы!» — улыбается собеседник «Клопс» и добавляет, что книг по истории на полках тоже немало.
10 000 воинов и десятки государств
В пластилиновом мире братьев — десятки стран и эпох: от греко-персидских войн и викингов до Второй мировой. На изготовление одной битвы уходит день или два, а вот большое сражение отнимает больше, если задействованы тысячи фигурок.
«У каждого княжества есть столица и своё тотемное животное, — поясняет мужчина. — Вон там — кентавры, вурки, необычные кони. Это фэнтези-мир Лёши. Любой городок делается долго, но однажды мы сделали основу для одного за сорок минут!»
Сегодня в коллекции — больше десяти тысяч миниатюр. Сколько точно, братья не считают. Новые бойцы появляются каждый месяц. Хорошо, что есть чердак, где можно сложить игрушки.
«Честно, больше всего нравится лепить. Придумывать шлемы, оружие, знамёна. Бои — это уже как финал, для настроения. А главное — сам процесс», — признаётся Кондратюк.
Алексей надеется, что когда-нибудь пластилиновая армия переедет с полок и чердака в музей, чтобы воевать не в коробках, а под любопытными взглядами посетителей.
Калининградка валяет из шерсти миниатюрных милых существ — морских жителей. В городе она открыла первую выставку работ.