«Клопс» продолжает рубрику «Авторазбор», где мы вместе с юристами и экспертами изучаем видеозаписи нашумевших ДТП и других спорных дорожных ситуаций. Записи вы можете присылать на news@klops.ru или личным сообщением в соцсетях. Мы обязательно рассмотрим ваши письма.
Обстоятельства
В среду, 2 июля, на ул. Калининградской в Светлом легковой автомобиль на пешеходном переходе сбил трёх человек. Об этом сообщили прокуратура области и региональное МЧС.
За рулём авто находился 18-летний водитель. Шофёр не успел затормозить перед пешеходным переходом, по которому пересекали дорогу три женщины. В результате ДТП потерпевшие получили травмы и были госпитализированы.
Позиция Госавтоинспекции
По оперативной информации, ДТП случилось в 17 часов 30 минут, то есть в светлое время суток. Водитель, управляя автомобилем Volkswagen, совершил наезд на трёх пешеходов (49, 54 и 56 лет), которые переходили проезжую часть по пешеходному переходу слева направо по ходу движения автомобиля.
Вся улица в знаках. Но почему это не спасло?
Авария случилась на прямой четырёхполосной дороге. Согласно данным «Яндекс.Карт», скоростной режим на всей улице — 40-60 км/ч. То есть фактически автомобилист может разогнаться до 79 км/ч. Знаки при этом плохо видны из-за густых крон деревьев. Это не оправдывает сбившего троих людей на зебре, но это может влиять на аварийность.
Несмотря на магистральный характер Калининградской улицы, разумнее ввести по всей протяжённости единый скоростной стандарт в 40 км/ч. Ведь по данным Госавтоинспекции, за последние пять лет на Калининградской и продолжающей её магистрали, Советской, сбивали пешеходов 12 раз, а ещё в двух случаях под колёсами оказывались велосипедисты. Сталкиваются регулярно и автомобили.
Сам переход, где случилась авария, обозначен многочисленными дорожными знаками с жёлтыми рамками. Но современная практика показывает: одних указателей для обеспечения безопасности на оживлённых городских магистралях недостаточно.
Особенно если речь идёт о широких улицах с интенсивным трафиком и высокой скоростью движения. Визуальные предупреждения, даже самые яркие, быстро теряют эффективность, когда водитель сталкивается с потоком информации и вынужден принимать решения в доли секунды. В данном случае за рулём находился водитель без опыта.
Вдоль Калининградской и Советской полно и других ловушек. Например, на одном из участков знаки стоят друг напротив друга, фактически закрывая информацию для водителей.
Обслуживающие улицу местная дорожная организация безопасностью пренебрегает: ради работ со знаками машина спокойно паркуется перед пешеходным переходом, ограничивая обзор всем остальным.
Широкая проезжая часть провоцирует водителей на превышение скорости и создают иллюзию «магистрали», а не обычной городской улицы.
Почему «жёлтые рамки» не работают?
Жёлтая рамка — это лишь напоминание, а не физическое препятствие. В условиях высокой скорости и плотного движения водитель может попросту не успеть среагировать, особенно если пешеход уже на переходе.
Для предотвращения подобных трагедий необходим комплексный подход:
- Сужение проезжей части. Уменьшение ширины полос снижает скорость движения и повышает внимательность водителей.
- Организация дополнительного освещения и яркой разметки. Светодиодная подсветка, контрастная разметка и антивандальные дорожные знаки делают переход видимым в любое время суток.
- Физические меры успокоения трафика. Искусственные неровности, сужения, «подушки» и другие элементы заставляют водителя снижать скорость перед переходом.
- Установка светофора с кнопкой вызова. На широких улицах это часто единственный способ гарантировать безопасность.
- Пешеходные переходы следует делать там, где существует поток. На картах «Яндекса» видно, что люди перебегают дорогу там, где автомобилисты этого не ждут.
Подробности о происшествии с места, читайте в материале «Клопс».
Другие выпуски рубрики — читайте на сайте «Клопс».