16:28

Штрафы за воздух: калининградские перевозчики заплатили за чужие «глушилки» миллионы рублей

  1. Калининград
Штрафы за воздух: калининградские перевозчики заплатили за чужие «глушилки» миллионы рублей - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Из-за сбоев в работе системы «Платон» калининградские перевозчики оказались под ударом: за последние полгода им выписаны штрафы на миллионы рублей. Причина — применение «глушилок», средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые подавляют сигналы GPS и ГЛОНАСС. Проблема обсуждалась на заседании комитета по транспорту калининградской торгово-промышленной палаты. 

Перевозчики платят за чужие сбои

Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей Калининградской области получил волну обращений от транспортных компаний. По словам бизнес-омбудсмена региона Олеси Серой, за шесть месяцев пострадали 16 компаний, на них наложено более  1 200 штрафов, общая сумма — 6,1 млн рублей. Все эти взыскания выписаны не за реальные нарушения: просто бортовые устройства «Платона» не могли вовремя передать данные из-за внешнего воздействия на сигнал.

Система «Платон» обязана фиксировать каждый километр пути грузовика по федеральным трассам. За это перевозчик платит 3 рубля 34 копейки за километр. Если устройство не передаёт координат, система автоматически считает это нарушением — и присылает письмо счастья: 5 тысяч рублей за первый случай, 10 тысяч — за повторный. Для многих компаний это оборачивается сотнями постановлений и миллионными убытками.

«Глушилки»: кто виноват и что делать?

Причина массовых сбоев — работа РЭБ, как государственных, так и кустарных. В первом случае оборудование включают для обеспечения безопасности, во втором — недобросовестные перевозчики используют дешёвые «глушилки», чтобы не платить за проезд. В результате страдают все, кто оказался рядом: сигнал теряется у всех машин в радиусе до километра, и система штрафует даже тех, кто правил не нарушал.

Операторы «Платона» признают: отличить, почему пропал сигнал — из-за «глушилки» или технической неисправности — они не могут. В логах фиксируется только отсутствие передачи данных. Если перевозчик обжалует штраф, оператор проверяет поведение устройства, но доказать свою правоту крайне сложно. За первые месяцы 2025 года из почти 9 500 жалоб удовлетворено только 11%.

Суд — единственный путь

Административное обжалование почти всегда заканчивается отказом. Тогда перевозчики вынуждены идти в суд. Но это — отдельное дело по каждому штрафу, госпошлина, расходы на юриста, месяцы ожидания. Коллективно отменить штрафы невозможно: каждый случай рассматривается индивидуально. Даже если суд признаёт, что сбой вызван внешним воздействием, доказать это без поддержки оператора почти невозможно.

Власти признают проблему, но решения буксуют

Оператор системы не отрицает масштаба проблемы. С 1 апреля 2025 года все рамки контроля переведены в особый режим: если устройство включено, но не передаёт координаты, штраф не выписывается. Однако на практике они продолжают приходить, а механизм автоматического «достраивания» маршрута, который должен защитить добросовестных перевозчиков, заработает не раньше сентября.

Параллельно обсуждаются изменения в законодательстве: повышение штрафов до 20 тысяч рублей, корректировка правил взимания платы. Но пока эти инициативы только усиливают тревогу бизнеса — технических гарантий исправления ситуации нет, а ответственность растёт.

Какие рамки сбоят в Калининграде

Грузоперевозчики отмечают, что проблемные системы фиксации стоят возле отеля «Балтика», а также на трассе Черняховск — Нестеров, в Гусеве. Оттуда грузовики и привозят штрафы. 

Предложения бизнеса: уведомлять, а не штрафовать

Транспортное сообщество предлагает использовать опыт платных дорог: если устройство не считало проезд, перевозчик получает уведомление и пять дней на оплату. Только если он не реагирует, выписывается штраф. Такой подход позволил бы избежать наказания для тех, кто не виноват в технических сбоях.

Перспективы

Пока же перевозчики вынуждены платить за чужие ошибки и бороться с системой в судах. Проблема признана на федеральном уровне, но эффективного механизма защиты добросовестных компаний до сих пор нет. Бизнес ждёт, что с сентября ситуация изменится, но уверенности в этом нет.

Польские фуры продолжат доставлять грузы до складов Калининграда. АСМАП отказалась от инициативы запретить иностранным дальнобойщикам кататься по территории нашей области.