11:23

Лингвист рассказал, что происходит с нашими текстовыми навыками при частом использовании нейросетей

  1. Калининград

Частое использование искусственного интеллекта при написании текстов сказывается на навыках человека. Об этом сообщил лингвист, профессор РГГУ и Института русского языка имени А. С. Пушкина Максим Кронгауз. Эксперта цитируют «Королевские ворота».

«Пока влияние ИИ на нас не такое большое, но угроза, безусловно, есть. Самое страшное, что он забирает наши компетенции. Человек, умеющий красиво говорить или писать, всегда имел определённое преимущество и в иерархии образованных людей он вставал довольно высоко. Этому умению мы учили в университетах. Сейчас всё бессмысленно, потому что, если ты даёшь студенту задание сочинить текст, он передоверяет его искусственному интеллекту. А что дальше? Если человек передоверяет какие-то свои умения и навыки, то он скорее всего их потеряет», — отметил эксперт. 

В качестве примера лингвист вспомнил калькулятор.

«Я, например, очень любил устный счёт, считал в голове, быстро получал результат и гордился этим. Появился калькулятор — и как-то уже глупо считать, я скорее нажму несколько кнопочек —  и всё, навык потерян. С ИИ то же самое. Я могу начать перепоручать ему какие-то рутинные, неприятные мне действия, а потом могу передоверить творческие задачи — и это уже жульничество в каком-то смысле: я выдаю за свой текст, который написан или отредактирован не мной», — добавил Кронгауз. 

Частое использование нейросетей приводит к разным социальным проблемам. Например, теряется важность роли писателя. Кроме того, люди обращаются к ИИ ещё и за советами. 

«Вторая, менее заметная [проблема], состоит в том, что ИИ для многих становится важным собеседником, а для некоторых — единственным. ИИ  начинает активно общаться с детьми. Фактически это означает, что ИИ влияет на их речь, потому что мы всегда подстраиваемся под собеседника, чтобы понимать друг друга. Какие-то темы в нашем общении табуируются, какие-то обсуждаются в определённом ключе. В этом я вижу большую угрозу, которая пока только воображаемая, но  в ближайшее время, думаю, будет актуальна», — заключил эксперт.

Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков от партии «Новые люди» предложил отменить «домашку» в школах. По словам депутата, он через ChatGpt проверяет задания сына, которые он сделал в DeepSeеk.