11:29

Сбивают лисиц, ставят палатки, заходят в заповедную зону: за что на Куршской косе штрафуют нарушителей (репортаж)

  1. Калининград


Куршская коса — круглый год магнит и для местных, и для туристов. Центр притяжения приходится охранять каждый день: одни оставляют мусор, другие, случается, сбивают животных. Корреспондент «Клопс» отправился в рейд с инспекторами, чтобы посмотреть, как ловят нарушителей.

В нацпарк ежедневно стекается поток людей, уже с самого утра там кипит жизнь. На КПП нас встретил инспектор Куршской косы Алексей Степанищев. Не теряя времени, вместе с ним и его коллегами мы садимся в чёрную Lada Niva и отправляемся в путь.

Алексей уже пять лет патрулирует территорию: на протяжении дня он разъезжает по всем уголкам парка и смотрит, как соблюдается порядок.  «Бывает, кто-то звонит нашим руководителям, сообщают, где и что случилось. Мы сразу едем на место», — делится Степанищев. 

По дороге к туристическим местам парка всё тихо, пока никто нам не попадается. Чтобы скоротать хоть как-то время, инспектор вспоминает истории о нарушителях. Однажды ему повстречались люди, разбившие лагерь там, где вообще нельзя даже просто пройтись по земле.

«Люди возмутились, когда мы подошли и попросили их убрать палатки, — вспоминает случай Степанищев. — Мы стали объяснять правила нацпарка, но люди ни в какую! Не хотят убирать, и всё. В итоге кое-как решили этот вопрос, пригрозив полицией».

Наконец наша первая остановка — озеро Чайка. Эту территорию специально оборудовали для любителей ночёвок и костров. Однако находятся те, кто нет-нет да и пытается организовать отдых посреди заповедных мест.

Мы едем дальше и немного погодя приближаемся к высоте Эфа.
Поднимаемся на смотровую площадку, глядя по сторонам в поисках нарушителей. Вдруг Степанищев обращает внимание на цепочку следов, тянущихся по песку среди дюн. До этого мы похожие уже наблюдали, но инспектор объяснил, что это, скорее всего, лиса или кабан. Но тут он качает головой. По дюнам явно гулял кто-то двуногий. А ведь здесь категорически нельзя сходить с тропы!

Степанищев отправляется по следу нарушителя, а мы наблюдаем за ним сверху. Скоро он появляется из-за холма, а за ним бредут две сконфуженные девчонки лет 18-20.

Калининградки сошли с тропы, игнорируя запрещающие знаки, и не спеша шли по дюнам в сторону залива. Честно признаются — хотели позагорать. Инспектор объясняет, что они зашли в особо охраняемую зону. Девушки только печально вздыхают.

«Мы составили протокол, решение по нему выносит заместитель директора. Скорее всего, будет штраф, тысячи три», — предположил сотрудник нацпарка.

Одна из нарушительниц, которая решила позагорать в заповедной зоне | Фото: Алексей Степанищев
Одна из нарушительниц, которая решила позагорать в заповедной зоне. Фото: Алексей Степанищев

Не встретив больше ничего подозрительного, мы едем в Танцующий лес. Проходим немного вперёд, и сотрудник нацпарка обращает моё внимание на одну сосну: на ней нет коры.

«Видите, она голая стоит? — указывает на дерево инспектор. — Люди подходят, начинают с сосной обниматься. Зачем — не знаю, не спрашивайте. У нас даже таблички есть: деревья не обнимать! Всё равно хватают ствол руками и фотки делают».

Инспектор не раз становился свидетелем серьёзных происшествий. «Помню, мы помогали женщине, везли на носилках её до скорой — она сломала ногу. У другой ещё хуже — никак не могли кровь остановить! Девушка упала и сильно поранила руку», — делится сотрудник нацпарка.

Чуть ли не на каждом углу нам попадаются на глаза таблички: «С тропы не сходить» или «Машины не ставить». Интересуемся у инспектора: неужели надо напоминать об этом на каждом шагу? Оказывается, надо. 

«Не всегда люди читают, сходят с тропы! — негодует собеседник «Клопс». — У нас 80-90% территории — заповедная или особо охраняемая, там находиться нельзя. Уже и предупреждаем посетителей, и проводим профилактические беседы с ними — всё равно бывает, что ходят».

Некоторые оставляют мусор, выбросив его в кусты или прямо у остановки, другие паркуются в неположенных местах. 

«Если хозяина машины рядом нет, мы идём его искать, смотрим по следам, куда пошёл. В основном, конечно, все идут на море. Мы — за ними. Владельцу выписываем штраф от трёх до четырёх тысяч рублей», — поясняет собеседник «Клопс».

Фото: «Клопс»

На этом наше путешествие заканчивается, и мы садимся в машину. Вдоль дороги мелькают новые стенды — с изображением кабанов и лисиц, сидящих на дороге. Ниже надпись: просьба не кормить диких животных. Степанищев часто встречает любителей дать обитателям косы кусочек чего-нибудь съестного.

«Обычно происходит это так: машина стоит на аварийке. Мы подъезжаем, смотрим: лисичка подошла, и люди из окошка кидают какой-то прикорм. Если мы видим такое нарушение, сразу фиксируем это дело на фото или видео, составляем протокол. Это бывает нечасто, но раз в месяц точно», — уверяет инспектор.

Бывает, диких животных, выбегающих на дорогу, и сбивают. Чаще это происходит случайно. Ответственный водитель обычно останавливается и вызывает инспекторов по телефону. 

«Где-то сбили косулю, где-то — лисицу, кабана или ещё кого-нибудь, — перечисляет Степанищев. — В месяц несколько раз это происходит. Это из-за невнимательности шофёра или из-за того, что животное оказалось на проезжей части. Если оно лишь ранено, но куда-то убежало, мы разделяемся на группы и идём его искать». При необходимости и возможности — оказывают помощь или передают ветеринарам.

Народу на Куршской косе была тьма, но нарушителей мы больше не встретили. Зато на прощание остановились на пустой дороге и сделали несколько фотографий леса — без мусора и неправильно припаркованных машин. Такого леса, каким он и должен быть всегда, чистого и звенящего, скрывающего от палящего солнца каждого, кто заглянет в его глубину.

Вы можете позвонить дежурному национального парка по тел. 8(4012)310-001, если обнаружили сбитых животных или оказались на месте ДТП.

Посетителей Куршской косы попросили жаловаться на гостей, которые жгут костры и нарушают правила нацпарка.