16:00

«Тупой человек — это смерть, сто процентов»: основатель калининградской мотошколы — о правильном обучении, спортбайках и понтах

  1. Калининград
«Тупой человек — это смерть, сто процентов»: основатель калининградской мотошколы — о правильном обучении, спортбайках и понтах - Новости Калининграда | Фото: личный архив Дениса Грачёва
Фото: личный архив Дениса Грачёва

С наступлением тепла на дорогах стало больше мотоциклистов — и проблем, связанных с ними. Почему байкеры привлекают столько внимания? Правда ли, что это самый опасный транспорт? Как избежать аварий? На эти и другие вопросы «Клопс» ответил основатель калининградской мотошколы Денис Грачёв.

— В России есть популярный стереотип, что езда на мотоцикле — это прямая дорога к инвалидному креслу. Откуда он взялся?

— В нулевые к нам из Японии прибыли мощные мотоциклы. Но, к сожалению, не прибыли ни культура вождения, ни технологии управления. Соответственно, многие наши соотечественники решили, что мотоцикл — это тот же велосипед, «сел и поехал». И на протяжении двадцати лет люди пользуются тем, чем пользоваться не умеют. 

Ну представьте основателей легендарных брендов — Suzuki, Yamaha, Honda, Kawasaki... Неужели все эти гениальные люди собрались сто лет назад, сидят и думают: «А давайте что-нибудь изобретём такое, на чём люди бы самоликвидировались?»

— Да, звучит маловероятно. А почему у нас не сформировалась культура вождения?

— Инструкции не были предусмотрены. Никто не учил ездить, потому что никто не понимал, как мотоциклом правильно управлять. 

Конечно, сейчас есть мотоциклисты, которые садятся на байк и знают, как взаимодействовать с двумя основными средами.

Внутренняя среда — это мотоцикл. Человек должен чётко понимать, что есть определённые риски, методики торможения, работы с газом. Внешняя среда — это город, качество дорожного полотна, стратегии движения и так далее. Если мотоциклист всё это знает, проблем не будет. 

Не надо преувеличивать, что все мотоциклы — это смерть. Тупой человек — это смерть, сто процентов. И не надо всю ответственность перекладывать на мотоциклы, мотоциклы замечательные.

«Тупой человек — это смерть, сто процентов»: основатель калининградской мотошколы — о правильном обучении, спортбайках и понтах - Новости Калининграда | Фото: личный архив Дениса Грачёва
Фото: личный архив Дениса Грачёва

— По автомобильным дорогам ездит много кто — самокатчики, велосипедисты. Почему водителей так раздражают именно мотоциклы?

— Не все мотоциклисты отдают себе отчёт в том, что они не единственные участники дорожного движения. Так уж сложилось, что при появлении мотоциклов — спортивных, ярких, красивых — люди начали замечать, что они привлекают много внимания. 

Представьте байкерский слёт: много тысяч мотоциклистов, люди приезжают, фоткаются с ними. И некоторые думают, что столько же внимания им должно быть и на дороге. Мол, если у нас два колеса и огромная скорость, перед нами все должны расступаться.

Люди поняли внимание таким образом: я здесь самый крутой! Вот, пожалуйста, я еду, смотрите, какой я красивый! 

К сожалению, такая эгоистичная позиция сформировалась много лет назад — за счёт не совсем корректной пропаганды и такого... особого состояния в голове у людей. Садятся на мотоцикл и думают, что превращаются в супергероев. 

Они живут свою обычную жизнь, работают где-то в офисе — и у них нет ни внимания, ни власти. Им становится скучно. Но они надевают гоночный комбинезон, выезжают на своем дешёвом спортивном мотоцикле — и жизнь меняется. 

Не мотоцикл средство повышенной опасности, а люди, которые за счёт него пытаются самореализоваться.

Мотоцикл — это вообще не про скорость, даже близко. Слава богу, сейчас это понемногу понимают. 

Ко мне приходят довольно осознанные ученики, часто уже за сорок. У них уже всё есть, всё хорошо с головой, им не надо через  мотоцикл никому ничего доказывать. Это те, у кого реальная  жизнь интересная. Им эти понты не нужны. 

«Тупой человек — это смерть, сто процентов»: основатель калининградской мотошколы — о правильном обучении, спортбайках и понтах - Новости Калининграда | Фото: личный архив Дениса Грачёва
Фото: личный архив Дениса Грачёва

— Можно ли узнать «опасного» мотоциклиста, пока он не начал неадекватно себя вести на дороге?

— Наверное, можно — резкие манёвры, шум, крики и так далее. Я сам недавно ехал на автомобиле и видел колонну мотоциклистов. И первые в колонне начали маневрировать по всей дороге — понятно, что такое ни к чему хорошему не приводит. 

Просто есть риски, которые можно не создавать. 

Если хочется купить спортбайк и погонять, значит, нужно зарабатывать больше денег и выезжать на гоночные треки. Приставка «спорт» ведь означает, что у такого мотоцикла больше возможностей. Гонять на нём по городу... это как выдать людям оружие, когда полигона для стрельбы нет. 

У нас в Калининграде, к великому сожалению, пока нет такого трека, нет условий для спортивных мотоциклов. Если бы была специальная инфраструктура, чтобы и реализовать свой азарт, и попонтоваться — это бы, конечно, сильно исправило ситуацию с авариями. Сейчас остаётся только выезжать в Москву и Санкт-Петербург на профессиональные треки, но это дорого. 

Зато на треке ты понимаешь, для чего спортбайки создавались. После этого вообще не хочется использовать их в городе, потому что ты видишь, какой это идиотизм. 

Гонять в городе бесполезно: удовольствия нет, прогресса нет, рисков дофига.  

Гоночные треки в плане пропаганды безопасности гораздо эффективнее акций вроде «Внимание — мотоциклист». Акции, конечно, лучше, чем ничего. Но почему считается, это автомобилисты во всём виноваты на дорогах? А мотоциклистов кто будет воспитывать?

«Тупой человек — это смерть, сто процентов»: основатель калининградской мотошколы — о правильном обучении, спортбайках и понтах - Новости Калининграда | Фото: личный архив Дениса Грачёва
Фото: личный архив Дениса Грачёва

— Как избежать аварий — и водителям, и мотоциклистам?

— Основа всех проблем — это нарушение скоростного режима со  стороны мотоциклистов. 90% аварий, которые происходят якобы из-за слепых зон, можно бы было избежать, если бы мотоцикл ехал строго 60-70 км/час. Даже когда байк едет в междурядье, даже когда автомобиль резко вылетел.

Конечно, есть слепые зоны. Но гораздо опаснее слепые люди, которые про эти зоны не знают.  

Со скоростью  60 км/час тормозной путь мотоцикла составит 10-12 метров — это очень мало. Байкеров, которые смогут остановиться на таком расстоянии, единицы.

— Получается, проблема в школах?

— Сейчас в большинстве мотошкол готовят людей не к выезду в город, а к экзамену — это абсолютно разные вещи.

Вы отзанимались пятнадцать занятий на площадке. Какое отношение ваши пятнадцать занятий могут вообще иметь к городу? Ноль! Ноль процентов соприкосновения с городом на байке. При этом человек имеет возможность сразу же купить самый лютый спортивный мотоцикл. 

Я за усиление экзаменов [в ГАИ]. И система обучения должна содержать в себе город, однозначно.

Нужно разделение на кубатуру мотоциклов, чтобы молодёжь не имела возможности сразу садиться за спортбайк. Дальше — усиление мотоциклетной полиции. Какие-то социальные мероприятия, направленные на снижение рисков. 

Люди должны на примерах реальных ДТП видеть, что может произойти, если вести себя по-идиотски. 

Самое лучшее решение, на мой взгляд — всё-таки появление гоночного трека. И чтобы на нём шла грамотная пропаганда. Поездив на треке, [новички] выезжали бы в город и понимали, что это уже совсем другой мир. 

«Тупой человек — это смерть, сто процентов»: основатель калининградской мотошколы — о правильном обучении, спортбайках и понтах - Новости Калининграда | Фото: личный архив Дениса Грачёва
Фото: личный архив Дениса Грачёва

— Правда ли, что женщины водят аккуратнее?

— Да, девушки в целом гораздо спокойнее водят. Но у них и уровень концентрации немного ниже, чем у парней. Допустим, на площадке парень может сделать какие-то упражнения за три занятия, а девушке надо шесть. 

Но даже безопаснее, когда девушка не очень уверена и побаивается — она едет [осторожнее], нежели парень-новичок, который в себе полностью уверен.

— У российских водителей есть обычай «учить» на дороге тех, кто, по их мнению, что-то делает неправильно. Могут специально подрезать, припугнуть...

— Так можно допугаться. У меня есть друг — профессиональный боксёр. Мы с ним как-то ехали на мотоциклах, очень спокойно. Перед нами выскочили ребята на машине и резко затормозили. Мой друг сделал им замечание, из машины вышел человек и захотел подраться... Драка закончилась за секунду.

Пытаться проучить — бесполезная история. Можно делать замечания и так далее, но у нас все настолько разучились говорить, что ты ни до кого не достучишься. Все закончится дракой, а зачем до этого доводить?

Если мотоциклиста подрезали, я считаю, он должен сделать самый главный вывод: это может произойти снова в любой момент. Нужно всегда быть готовым.

Есть ещё одна проблема: автомобилисты, особенно возрастные, не понимают, с какой скоростью приближается мотоцикл. Они, может, и видят вас, но думают, что вы далеко.

Хочется обратиться к мотоциклистам: ребят, если вы едете перед светофором, не пытайтесь предсказать поведение того или иного автомобилиста. Лучше просто нажать на тормоз.

«Тупой человек — это смерть, сто процентов»: основатель калининградской мотошколы — о правильном обучении, спортбайках и понтах - Новости Калининграда | Фото: личный архив Дениса Грачёва
Фото: личный архив Дениса Грачёва

— Получается, это уже вопрос не правил, а взаимоотношений?

— Конечно, на дороге необходимо уважение. [Байкерам] надо убрать из головы мысль, что им все должны. Никто им ничего не должен — я это заявляю как мотоциклист с 17-летним опытом. 

Летом, например, если мотоцикл стоит в пробке, у него нет кондея. Ты в этой защитной кожаной куртке едешь, потеешь. Конечно, со стороны водителей было бы хорошо немного подвинуться и пропустить. Я всегда в таких случаях стараюсь поблагодарить. Это просто взаимоуважение адекватных взрослых людей.

1 мая в Калининграде открыли мотосезон, слёт байкеров прошёл на Правой набережной.

Погода на калининградском побережье 8 июня
Читать