В мае этого года жители Калининграда столкнулись с ситуацией, которая в ближайшее время может стать в регионе системной проблемой. Машину отказались ставить на учёт из-за пометки в ПТС. В ситуации разбирался корреспондент «Клопс».
На транспорт запретов нет
Прежняя хозяйка злополучной машины, калининградка Виктория, рассказала, что на момент продажи та была исправна. У неё не было запретов на регистрацию, арестов и других обременений. Однако новому владельцу в МРЭО Калининграда в постановке на учёт по договору купли-продажи отказали. Причина — формулировка «аналогичный автомобиль» в паспорте транспортного средства, внесённая ещё при изначальном оформлении машины в 2013 году.
Виктория уточнила, что первый российский владелец авто ввёз его в область «под документы». Тогда же машина была поставлена на учёт в МРЭО на улице Борзова.
«Несколько раз переоформлялось без вопросов. И вдруг — отказ! — недоумевает Виктория. — Сотрудники заявляют: «ваше авто снимут с учёта даже без вашего согласия», «ваша машина — это вообще не машина». Всё это время мы платили налоги, спокойно пользовались автомобилем, а теперь рискуем остаться без него. А если это единственный источник дохода для семьи?»
По словам калининградки, она не единственная, кто оказался в такой ситуации.
«Общались с людьми, у которых просто забирали госномера и документы, — рассказывает женщина. — Мы боимся остаться вообще без машины. Хотя бы пока она оформлена, ей можно пользоваться — но неизвестно, сколько ещё».
Другой житель области, Алексей, уже месяц обивает пороги инстанций — таможни, ГИБДД — но везде получает отписки: «Архивов нет, документов нет». Сотрудники МРЭО советуют сдать машину на разборку.
Почему это происходит?
Юрист Пётр Губенко подтверждает: проблема действительно стала массовой. «Таможенные органы и ГИБДД выявляют несоответствия в документах — например, странные формулировки в ПТС, такие, как «аналогичный», или подозрения в неоригинальности бумаг. В таких случаях регистрационный учёт аннулируют, а суды первых инстанций, особенно в нашем регионе, почти всегда поддерживают позицию госорганов», — объясняет эксперт.
Ранее, по словам Губенко, Конституционный суд России прямо указывал: если нарушения при таможенном оформлении не зависят от добросовестности приобретателя, это не должно становиться основанием для лишения его права пользоваться автомобилем. Но эта позиция давно не применяется.
«Сейчас Госавтоинспекция совместно снимает с учёта любой автомобиль, вызывающий малейшие сомнения в законности оформления, а суды их поддерживают», — отмечает юрист.
Что делать владельцам?
Владельцы подобных машин оказываются в правовом тупике: они исправно платили налоги, проходили техосмотр, переоформляли авто, но теперь рискуют лишиться имущества без вины. Им советуют обращаться в суд, но практика показывает: добиться справедливости удаётся лишь единицам. И то — зачастую только после долгих тяжб и обращений в высшие инстанции.
«Чтобы изменить ход дел, вероятно, придётся ещё раз дойти до Конституционного суда, пройти все суды нижестоящих инстанций. Может, Верховный суд выскажет свою какую-то позицию», — надеется Губенко.
Быстрых и простых рецептов, по мнению юриста, к сожалению, нет. «Клопс» направил запрос в Госавтоинспекцию, но на момент публикации заметки ответа не поступило.