13:12

Важно учитывать эмоциональную готовность: в каком возрасте отдавать ребёнка в школу, рассказал калининградский эксперт

  1. Калининград

Вопрос, в каком возрасте отправить ребёнка в первый класс, волнует многих родителей. Хотя законодательство позволяет начать обучение раньше семи лет, специалисты советуют подходить к этому вопросу индивидуально. Об этом рассказала кандидат психологических наук Маргарита Зыкова в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград».

Ключевой фактор, по словам эксперта, — это не умение читать или считать, а эмоциональная и психологическая готовность к школьной жизни. Маргарита Зыкова объяснила, что по закону ребёнок может поступить в школу с 6,5 лет, но учитывать важно не только возраст.

«Мы не будем злоупотреблять научной лексикой, а поговорим о том, как это проявляется в деятельности, — рассуждает психолог. — Как правило, родители много внимания обращают на знание ребёнком букв и цифр. Это хорошо, но не обязательно. Он может не уметь читать и писать, но если есть опыт чтения, он знаком со знаковыми системами, например, [усвоил] цифры и буквы, то всё быстро наладится. Важно другое — готов ли ребёнок к роли ученика?»

Маргарита Зыкова акцентирует внимание на том, что школа — это не просто место изучения наук, но и пространство для взаимодействия по правилам, где у каждого есть своя роль. Задача ученика — не только получать знания, но и умение слушать, подчиняться общим требованиям, проявлять интерес к учебе. Есть и другие аспекты.

«Беда и проблема многих современных детей в том, что при сформированности познавательных интересов они не готовы к исполнению других частей роли ученика. Например, они совершенно не умеют сами одеваться. И это, к сожалению, горькая такая вот правда. Зашнуровываться. Никто уже не покупает ничего на шнурочках. У всех уже липучки, даже не молнии. То есть ребёнок не понимает, как это — самому, например, собраться? Это будет отнимать у него очень много времени», — пояснила эксперт.

Очень важный момент — это физиологическая зрелость. Будущий первоклассник может быть интеллектуально развит, но не понимать, где у него правая и левая рука, не уметь ловить мяч или играть в классики. Психолог подчёркивает, что именно игры помогают детям развивать координацию движений, учат владеть своим телом, что в дальнейшем облегчает школьную жизнь.

Маргарита Зыкова также напомнила, что зрелость не наступает автоматически. Если ребёнок не готов в шесть лет, это не значит, что ровно через год это обязательно исправится. Однако важно дать ему время развиться. Спортивные секции, творческие кружки и другие виды активности, не столь жёстко структурированные, могут помочь ребёнку развить необходимые навыки и подготовиться к школе.

«Очень важно родителям понимать, что школа — это не только про «читать, писать, считать». Школа — это про понимание себя, про умение договариваться и отстаивать свою позицию, про взаимодействие и способность отвечать самому за то, что ты сделал», — отметила психолог.

Психолог рассказал, какие слова не стоит говорить выпускнику перед сдачей экзаменов.

Погода на калининградском побережье 6 июня
Читать