16:20

Убийственные дворы: в Калининграде участились наезды на детей, которые выбегают из подъездов (видео)

  1. Калининград

В последние месяцы калининградцы всё чаще сталкиваются с тревожными новостями: во дворах жилых домов автомобили сбивают детей. Некоторые малыши отделываются лёгкими травмами, но в 2023 году во дворе на улице Суворова дорожная авария привела к трагедии. В происшествиях привычно обвиняют неосторожных водителей или родителей, которые плохо воспитывают детей. Однако эксперты утверждают: корень проблемы кроется в устройстве дворового пространства.

Дворовой лабиринт: машины создают слепые зоны и разгоняются

Современные дворы напоминают лабиринт из припаркованных автомобилей. Плотные ряды машин заставляют пешеходов лавировать между кузовами, рискуя выскочить прямо под колёса.

«Хаотичная парковка, высокая скорость во дворах, плохая видимость — всё это провоцирует ДТП с пешеходами», — констатируют специалисты Центра организации дорожного движения Москвы, которые с 2022 года активно изучают данную проблему. В Москве только за прошлый год во дворах произошло более 600 аварий, 19 человек погибло. В Калининграде с начала прошлого года до мая текущего — больше десятка. Аварии почти всегда типичные: авто сдаёт назад или ребёнок выбегает из-за стоящей машины. 

Калининградские дворы точно также небезопасны. В начале мая на улице Новикова Volkswagen сбил ребёнка. На видео отчётливо видно, как несовершеннолетний выбегает на дорогу из-за припаркованного авто. От удара о машину мальчик отлетел примерно на метр и упал на дорогу. В эти же дни на улице Невского сбили первоклассника. Школьник, по словам очевидцев, выбежал из-за припаркованных машин, водитель легковушки не успел затормозить и сбил его. В марте аналогичный случай произошёл с шестилетним мальчиком на Красной, в феврале — на Батальной. Видео всех происшествий представлены ниже и везде видно, что дворы наглухо заставлены машинами. 

Подборка аварий во дворах. Читатели издания, Госавтоинспекция

Есть и другая проблема — запаркованность дворов мешает спецтранспорту. Пока пожарная машина дождётся собственника авто и подъедет к зданию, вполне успеет случиться беда. В марте на Осенней сотрудники МЧС были вынуждены вручную сдвигать легковушку, чтобы освободить себе путь. 

МЧС на Осенней в Калининграде. Читатель издания

То же самое и со скорыми. Пока машина с мигалками торчит в заторе, пытаясь найти лазейку, кто-то вовремя не получит нужную ему помощь. 

Решение без войны с парковками: порядок, обзор и «лежачие полицейские»

Решить проблему призвана новая методичка столичных специалистов, разработанная вместе с архитекторами. В ней собраны практические меры для обустройства безопасного пространства вокруг жилых домов, основанные на изучении более 24 тысяч дворов. 

В документе речь не столько про сокращение парковочных мест, сколько про грамотную организацию парковки и полном исключении возможности проехать по двору на высокой скорости. 

Но в Калининграде подобный анализ не проводится, а все попытки сделать это упираются в непонимание. Например, горожанка Наталья несколько лет в одиночку пытается обезопасить двор на улице Глинки, где сбили её сына. Не найдя общего языка с соседями, женщина обращалась в различные инстанции, но получила лишь отписки: то территория не та, то отсутствуют полномочия. 

В итоге Наталья решила выйти с инициативой о внесении изменений в ПДД, так, чтобы они предписывали снижать скоростной режим в жилых зонах и придомовых территориях. Но и тут результата добиться не удалось. Хотя вопрос зачастую не в скоростном режиме, а в том, что водители попросту не видят пешеходов. И авария может случиться даже при минимальной скорости.

Что говорят в Госавтоинспекции

Разбирая аварии, сотрудники ГАИ сваливают вину то на детей, то на водителей. По итогу ДТП на той же Глинки полиция опубликовала релиз такого содержания: «Учите своих детей, как грамотно и безопасно двигаться около дома, где проезжает много транспорта. И припаркованные автомобили для детей становятся ловушками, которые не осознают степень опасности. Не видят из-за этих автомобилей. Изучите с детьми четвёртый раздел ПДД, который касается пешеходов», — посоветовали в УМВД.  

То есть наличие ловушки для участников движения в ГАИ признают, но ничего с этим не делают, а лишь поучают самих жертв. 

Типичный двор в Калининграде | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Типичный двор в Калининграде. Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Что можно сделать?

В своеобразной методичке столичных специалистов двор делится на три зоны: пешеходную, парковочную и проездную. Для этого применяют озеленение, столбики, ограждения и карманы для стоянки. Парковаться вдоль тротуаров и на проездах нельзя — машины должны стоять только в специально выделенных местах. Убраны пересечения автомобильных и пешеходных потоков, где раньше происходили наезды. На одной из улиц после внедрения таких мер аварийность снизилась почти вдвое. 

Для ограничения скорости применяют также приподнятые переходы, искусственные неровности и сужение проездов. В Санкт-Петербурге во дворах активно используются «лежачие полицейские»: как раз в местах, где часто появляются люди (например, возле подъездов). Такие же меры можно внедрить и в Калининграде. 

Освещение, открытые пространства и видимость тоже важны. В том же Петербурге разметка и физические барьеры на перекрёстках дворов снизили риск аварий. Калининграду тоже стоит обратить внимание на наличие проблемы в целом. 

Двор для жизни, а не парковки

Хаос во дворах — это не норма, а результат недальновидного планирования и отсутствия контроля, уверены столичные эксперты. Применение грамотных решений на всех уровнях, от планировки до штрафов за хаотичную парковку, способно изменить ситуацию. Нужно перестать воспринимать двор как место для хранения автомобилей. 

Жильцы старых домов не обрадуются таким новшествам. Наверняка найдутся десятки доводов, почему машины должны стоять под окнами: много инвалидов, пенсионеров, не хватает парковок и так далее. Однако дворы без машин в Калининграде всё же появляются.
Некоторые застройщики возводят ЖК так, что можно выйти из подъезда и не упереться в авто. Это значит, что детей можно выпустить без опаски на площадку. Растёт комфорт, а с ним — и стоимость квартир.