В этом году библиотечное сообщество постсоветского пространства отмечает тридцатилетний юбилей — 27 мая в России Общероссийский день библиотек. Это не только профессиональный праздник, а повод вспомнить, какое место занимает «книжкин дом» в нашей жизни. «Клопс» собрал истории калининградцев, для которых хранилище книг стало целым миром, где происходили открытия и даже совершались маленькие чудеса.
«Я точно знаю, она мне не приснилась»
Екатерина Сокольцева, редактор, вспоминает историю, которая началась в детстве, а завершилась десятилетия спустя. Однажды второклассница Катя гостила на летних каникулах у бабушки. Она обожала читать и первым делом записалась в местную библиотеку, где как-то и взяла книжку, в которую просто влюбилась. Продлевала её, снова и снова брала читать. Рисовала по ней картинки в альбоме.
«Это была совершенно потрясающая история о девочке, которая, как и я, очень любила рисовать. Она попала внутрь картины, в параллельный мир, — воодушевлённо рассказывает собеседница «Клопс». — Там были у неё разные приключения, новые друзья — пурзи, сказочные человечки... Ничего более интересного я на тот момент не читала».
Приехав спустя год к бабушке, Катя побежала за любимой книгой в библиотеку и... не нашла её.
«Я прекрасно помнила, где она стояла, — рассказывает женщина. — Но на полке её не было. Я описывала, что нарисовано на обложке. Никто такую не видел. Я пересказывала сюжет. Все только пожимали плечами. А название и автора я, конечно, за год забыла!»
Кого-то из библиотекарей осенило: давай посмотрим в формуляре! Но и это не помогло.
«Там было несколько вкладышей уже и куча записей... — говорит Екатерина. — И ничего похожего! Может быть, я столько брала книг, что тот листочек уже просто куда-то потерялся. А может, я не узнала название».
Родители тоже ничем помочь не смогли. Все взрослые разводили руками. Никто такую книжку не знал.
«Мама говорит, может, тебе приснилось? Как так приснилось?! Вот же, смотрите, вот мой старый альбом — у меня здесь миллион рисунков про эту девочку с пурзями.
А сестра смеётся: это же Белоснежка и семь гномов, — вспоминает Екатерина. — Так и не нашла».
Даже когда появился интернет и форумы по поиску книг из детства, калининградке не смог помочь никто из библиофилов. И только годы спустя в комментариях к какому-то посту она вдруг увидела знакомое слово — пурзи. «Трясущимися руками списалась с автором этого комента. И вместе мы наконец её вспомнили!..»
Оказалось, что это была повесть «Потерялась девочка», написанная Галиной Демыкиной. Екатерина нашла в сети её электронную версию, а потом и купила книгу в букинисте, уже для своей дочери.
«Теперь у меня есть та самая книжка, с той же самой обложкой, с теми же самыми картинками. И я точно знаю: она мне не приснилась».
«Книга до сих пор со мной»
Калининградка Кристина, мама двоих детей, вспоминает, как ещё в детстве ходила с соседкой в библиотеку. Женщина там работала и брала малышку с собой, когда присматривала за ней.
«Она давала мне мелкие задания, типа формуляры клеить. И у меня там была любимая книга Астрид Линдгрен. Потом эти книги списали, и она подарила мне её. Так вот, она до сих пор бережно хранится у меня на полке и не даётся в руки детям», — делится Кристина.
Место силы и признания талантов
Другая жительница Калининграда, Татьяна, рассказывает, что в подростковом возрасте библиотека стала её второй семьёй:
Все библиотекари знали меня в лицо и принимали как родную. Всегда интересовались, как дела, если видели, что я пришла не в настроении.
В определённый момент они даже перестали спрашивать, хочу ли я на какой-то конкурс — просто говорили: такое-то число, такое-то время, такие номинации. Готовься».
Она участвовала в конкурсах, инсценировках, даже билась за звание «Лучшего читателя года». А одна из сотрудниц даже научила, как читать дольше, чтобы не уставали глаза: «Нужно раз 20–30 поморгать, крепко-крепко зажмуриваясь. Мы, библиотекари, так читаем, чтобы впитать как можно больше произведений».
«Книжный фонд — это показатель государственной мощи»
Ольга Ткаченко, заведующая детской библиотекой им. А. П. Соболева, работает здесь 25 лет, а в профессии — уже 45.
Она подчеркнула, что 27 мая стало официальным Днём библиотек не случайно: в этот день в 1795 году по указу Екатерины II была основана первая государственная библиотека. Назвали её Императорской публичной библиотекой (сейчас это Российская национальная).
«Сама Екатерина Вторая заказала, привезла четыреста тысяч томов из Польши — библиотеку братьев Залуских, — рассказывает Ольга Камиловна. — В неё вошли собрания Дидро, Вольтера. Она считала, что книжный фонд должен быть основательным и показывать государственную мощь».
В советское время эти традиции сохранялись. А вот сейчас, по словам заведующей, фонды получают значительно меньше. «Если раньше нам поступало по две-три тысячи книг в год, то теперь — не больше сотни-двух. А ведь детям нужна современная литература. Если мы говорим, что дети у нас в гаджетах сидят, то мы должны противопоставить что-то интересное, яркое, чтобы увлечь их!»
Читатели, которые стали частью истории
Тем не менее библиотека продолжает менять жизни. Ольга Камиловна приводит десятки примеров: читатели, которые ходили сюда с пяти лет, выросли и привели своих детей. Один из таких ребят поступил в Нахимовское училище, стал победителем всероссийского проекта; другой — художником, третий — актёром.
«Марина Шейнина пришла к нам в пять лет, — вспоминает Ольга Ткаченко. — С этого момента читать не переставала, а теперь работает с нами, водит дочку. Это уже несколько поколений. Есть ветераны библиотечного дела, которые не работают, но приходят — встречаются. Это часть их жизни».
Библиотека на Черниговской регулярно проводит мероприятия, акции, встречи с писателями, сотрудничает с детскими садами и школами, помогает делать проекты о семье и истории. Ребята приносят письма солдатам, рисуют открытки и участвуют в конкурсах.
«Иногда устаём, конечно. Но всё это — ради детей. Библиотека — как дом, где тебя принимают», — говорит Ольга Камиловна.
И в этом доме трепетно берегут не только книги — но и тепло, память и доброе отношение к каждому, кто сюда пришёл.