25 мая в России отмечают День филолога — профессиональный праздник тех, кто изучает, сохраняет и объясняет язык. «Клопс» поговорил с Татьяной Цвигун, кандидатом филологических наук и советником при ректорате по вопросам русского языка в БФУ им. Канта. Она рассказала, что происходит с нормами русского языка, откуда берётся раздражение от слов типа «краш» и почему ошибающийся человек — вовсе не глупый.
Масик теперь не тот
На вопрос о нервирующих старшее поколение словах Татьяна Цвигун отвечает с улыбкой. Многие раздражители — это просто молодёжный сленг, который меняется с определённой периодичностью . У нынешних «взрослых» тоже когда-то был свой. Так работает язык — он помогает определить «своих» и «чужих».
Кринж, тюбик, чечик, краш, штрих — всё это слова своего поколения. И это нормально. Когда я слышу, как сейчас говорят «масик», я вспоминаю, что в моё время это были девочки-подружки, такие милые.
А сейчас — отчасти ироничное слово с совершенно другим оттенком», — делится Татьяна Валентиновна.
Сленг — это не признак деградации, а наоборот, один из самых живых и креативных пластов языка, уверена учёная. Он создаёт «речевые территории» — подчёркивает принадлежность к определённой возрастной или социальной группе. Слова приходят, адаптируются или исчезают. Например, «прикольно» и «чувак» были модными у её поколения, а теперь отошли на периферию языка, но окончательно употребляться не перестали.
Ошибки не всегда от глупости
«Можно ли считать человека необразованным, если он ошибается в ударениях или орфографии? Ни в коем случае. Это живая речь, и она не всегда поддаётся контролю», — подчёркивает филолог.
Ошибки, особенно в устной речи, могут быть спонтанными, связанными с волнением или нехваткой практики. Важно понимать: стремление к грамотной речи — это человеческая потребность, но промахи не делают человека автоматически безграмотным или глупым.
Филолог напоминает: существует понятие речевой экологии — заботы о языке, осознанного отношения к словам и их влиянию на коммуникацию.
«Ведь если мы не стремимся к точности и не заботимся о своей речи, мы рискуем потерять саму возможность понимания друг друга», — объясняет эксперт.
ЗвОнит — пока не норма
В разговоре затронули и всем известную боль — ударение в слове «звонит». По словам Цвигун, сейчас норма — «звонИт», и говорить «звОнит» — неправильно. Но с течением времени язык может принять и новое ударение, если оно станет массовым и устойчивым.
«Норма — это не то, что придумано в кабинете. Это то, что зафиксировано временем и подтверждено практикой. Пока что звонИт — действующая норма, звОнит — вне её», — уточняет специалист.
При этом Татьяна Валентиновна призывает с уважением относиться к тем, кто ошибается: многие не декларируют свою неграмотность, а просто пользуются живым языком. Контекст, усталость, волнение — всё это может влиять на речь. Поэтому упрекать собеседника в глупости — путь в никуда.
Язык — это одежда, только внутренняя
То, как мы говорим — часть нашей идентичности и «внешности» в обществе. Язык, как и одежда, формирует первое впечатление.
«Мы принимаем человека не только по одежке, но и по речи. Знакомясь, мы сразу прощупываем: как говорит, что говорит, в каком стиле. Язык — очень мощная часть нашей жизни», — уверена филолог.
Использовать сленг — не преступление, главное — понимать, где это уместно. И помнить: правильно говорить — значит быть понятым. А если тебя понимают — значит, всё не зря!