Администрация Калининграда ищет подрядчика, который за 3 миллиона рублей займётся нанесением дорожной разметки на тротуарах, разделяющей велосипедные и пешеходные дорожки. Тендер появился на портале госзакупок в понедельник, 19 мая.
Выигравшая конкурс компания должна визуально отметить границы разделения, а также нанести стандартные символы — изображения пешехода и велосипедиста. Срок выполнения работ — до 31 октября 2025 года.
Однако есть вопросы, на которые в документации ответа не нашлось. Например, не сказано в условиях тендера ни слова о демонтаже старой разметки. Хотя такая необходимость очевидна — особенно в местах, где линии уже неоднократно перерисовывали.
Например, на Фестивальной аллее сейчас путаница: линии дублируются, символы перепутаны. Понять, где идти, а где ехать, сложно даже в ясную погоду, не говоря о тёмном времени суток.
Кроме того, власти фактически обостряют конфликты между разными участниками движения. По ПДД приоритет всегда у того, кто перемещается на своих двоих. А разметка создаёт иллюзию, что пешеход и велосипедист равноправны. Разделённые полосы визуально дают самокатчикам и велосипедистам ощущение «своей территории», где они ведут себя как хозяева — сигналят, ругаются, подрезают, сбивают зазевавшихся «соперников».
В то же время люди идут по полосам со значком велосипеда не потому, что хотят нарушить правила, а потому, что другого варианта часто просто нет. На тротуарах не хватает места: скамейки, клумбы, урны... Пройти двум взрослым там иной раз невозможно, что уж говорить, например, о родителях с детской коляской.
Некоторые уже предлагали наносить рядом с велосипедными символами крупные надписи: «Пешеход имеет приоритет. ПДД, п. 24.6». Это могло бы снизить градус агрессии. Сам пункт звучит так:
«Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон создаёт помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными для пешеходов, а пользователь СИМ — спешиться или снизить скорость до скорости пешехода».
Пока такие напоминания не появились, новая разметка лишь создаёт иллюзию порядка. А на деле — усиливает непонимание и сталкивает людей лбами.
При этом стоит отметить, что полноценных велодорожек, на которых однозначный приоритет у пользователей СИМ, в Калининграде совсем немного: они проходят по Комсомольской, Флотской, Черняховского (вдоль озера), Планерной, Лучинского, по парку у Верхнего озера. Настоящие выделенки для двухколёсных можно пересчитать по пальцам, и их длина совсем не соответствует объявленной администрацией сотней километров протяжённости.
Даже на реконструируемых Катина и Карташева велодорожек не сделали.
Возможно, полное обособление и не нужно. Но тогда следует обозначать не только права, но и обязанности.
В Калининграде водитель электросамоката сбил ребёнка, который ехал на велосипеде. Виновник столкновения сбежал с места ДТП.