Эксперимент по беспошлинной торговле в Калининграде не решает задачи по продвижению местного бизнеса на остальной территории России. Такое мнение в беседе с «Клопс» высказал калининградский предприниматель.
Алексей Андреев (имя изменено) занимается продажей продукции мастеров-янтарщиков: «Я продаю картины из янтаря через онлайн-сервисы и маркетплейсы. Мой бизнес помогает местным мастерам и производителям сбывать свою продукцию в «большую Россию». Причём, что немаловажно, в несезон, в зимнее время, когда поток туристов снижается, а деньги зарабатывать нужно».
По словам Алексея, местные мастера, как правило, самозанятые или владельцы небольших мастерских.
«Наши умельцы научились делать из янтаря очень красивые вещи, которые пользуются популярностью как у туристов, так и остальных россиян. Однако с доставкой товаров возникают немалые сложности», — подчеркнул бизнесмен.
«Чем мы хуже Костромы?»
Как отметил Алексей, по сравнению с другими регионами России Калининградская область находится в ущемлённом положении.
«Почему-то только для нас введён порог для беспошлинной торговли в 200 евро, как для товаров из-за рубежа, — недоумевает бизнесмен. — То есть по Конституции наш регион — часть России, но фактически мы приравнены к загранице. Нам, чтобы поставить покупателю в «большой России» товар дороже 200 евро, нужно заплатить пошлину. Ни в одном другом регионе страны такого нет. Непонятно, почему для нас сделано исключение? Чем мы хуже Костромы или Новосибирска, например?»
Как ОЭЗ ущемляет калининградцев
По словам предпринимателя, из-за того, что Калининград находится среди недружественных стран, калининградцы фактически заблокированы.
«Визу не получить, нельзя выехать ни в Европу, ни в Прибалтику, ни в Россию. Практически весь товарный поток от соседей уже прекратился. Но в Калининграде почему-то продолжает действовать Особая экономическая зона. Которая вроде как призвана обеспечивать нам высокий уровень жизни, но на практике всё наоборот.
В этом словосочетании теперь главным является слово «зона».
Цены на продукты выше, чем в остальной России. Даже на продукты местных производителей, которые продаются в той же Москве гораздо дешевле».
Именно из-за действия ОЭЗ на местные товары при вывозе в «большую Россию» налагается пошлина, как на импорт. Её можно избежать, но тогда нужно доказать исключительно российское происхождение товара.
«В теории, конечно, можно это сделать, но на практике сталкиваешься с огромной кипой бумаг, — подчеркнул Алексей Андреев. — Вот, что требуется:
- сертификат происхождения от Калининградской торгово-промышленной палаты;
- грузовая таможенная декларация ИМ40;
- счёт-фактура на вывоз товара (6 шт.);
- товарно-транспортная накладная формы ТОРГ-12 (6 шт.);
- доверенность на перевозку;
- сертификаты и паспорта (санитарные, фитосанитарные, ветеринарные и др.)
Ни один местный мастер, с которым я сотрудничаю, не может выдать мне эти документы. Так как вместо работы он будет только обивать пороги торгово-промышленной палаты. А их услуги также не бесплатны. Да и собрать такие документы не представляется возможным».
Как отметил Алексей, собирать пакет документов для отправки одной картины экономически невыгодно.
«Вся эта процедура по получению сертификата рассчитана на оптовые партии, где товар выходит одинаковый из-под штамповки. А янтарные картины или другие эксклюзивные сувениры из янтаря, как правило, делаются под заказ в единичном экземпляре. Поэтому мне и моим партнёрам ОЭЗ только вредит. В основном, янтарный бизнес — ремесленный, в котором работают семейным подрядом.
И все эти льготы и субсидии, которые даёт ОЭЗ, малого бизнеса никаким боком не касаются.
Зона только ставит палки при расширении рынков сбыта. Возможно, крупный и средний бизнес получает от неё плюсы. Но я, как обычный житель региона и как индивидуальный предприниматель, их совершенно не чувствую. Цены, начиная от стоимости продуктов и заканчивая недвижимостью, на очень высоком уровне».
По мнению предпринимателя, раз ОЭЗ уже перестала выполнять свои основные функции, её нужно отменять.
«Следует оставить только офшорный специальный административный район на острове, — заявил Алексей. — И сделать возможность крупному и среднему бизнесу отдельно регистрироваться как резидентам ОЭЗ, а не оценивать всех под одну гребёнку. Кому надо, те пусть и получают льготы этой зоны. А мы как граждане России хотели бы жить неущемлёнными, иметь возможность отправлять в Россию разными транспортными компаниями и не проходить унизительную процедуру таможенной проверки».
«Красиво только на бумаге»
Федеральные власти озаботились тем, чтобы сгладить неудобства, которые испытывает калининградский бизнес из-за трудностей с логистикой, и помочь ему в продвижении своих товаров в «большой России». Для этого два года назад был введён эксперимент по беспошлинной интернет-торговле. В июне срок его действия заканчивается, и областное правительство обратилось в федеральное с предложением продлить.
«Но красиво было только на бумаге, — рассказал Алексей Андреев. — В последние месяцы калининградский бизнес столкнулся с непреодолимым препятствием в виде таможни. При отправке через уполномоченную транспортную компанию посылка идёт до Москвы не три-четыре дня, как через почту, а все две недели, так как проходит таможенный контроль. Это ухудшает сервис по сравнению с интернет-магазинами из остальной России. Но самое главное — на товары действует лимит 200 евро, и если товар стоит больше, таможня его просто не пропускает. И у них даже нет сценария взять пошлину. Поэтому приходится товар отправлять через почту. А там мы вынуждены испытывать неимоверные мытарства и тратить немалые деньги».
Алексей рассказал о своём опыте отправки посылок. Например, картина из янтаря сначала упаковывается и доставляется в почтовое отделение. Отправителю выдаётся трек-номер, по которому можно отследить, где находится посылка. По нормативам, она должна добраться до Москвы за три-четыре дня.
«Но это только в теории, — отметил Алексей. — А на практике посылку проверяет таможня и не выпускает из Калининграда. Посылка лежит у них несколько дней. После её отправляют обратно в почтовое отделение с отметкой на упаковке. Нужно написать заявление, чтобы посылку выслали обратно в таможню. На это ещё тратиться пара дней. Когда посылка возвращается в таможню, можно ехать туда лично».
По словам бизнесмена, из-за того, что таких посылок много, в таможне постоянно большие очереди. «Приезжаешь ты, к примеру, с утра, твоя очередь доходит к 12 часам. Но в это время у них начинается обед. И ты ещё ждёшь час, чтобы не потерять место в очереди. Наконец, обед заканчивается, и ты попадаешь на приём. И тут начинается допрос. Откуда, куда, сколько и чего. И после получасового допроса с тобой идут смотреть посылку. И не просто смотреть, а её надо полностью раскрыть и показать, что там. А так как посылка отправляется через почту, она надёжно упакована: замотана в «пупырку», уложена в коробку, и коробка обклеена пеноплексом. Чтобы не разбилось. И все твои старания по надёжной упаковке получаются бесполезными. Обидно! Посылка вскрывается. Таможенник делает фотографии и уходит обратно в кабинет. Приходится начинать всё переупаковывать».
Но и это ещё не всё. После осмотра товара начинаются заморочки с определением стоимости.
«Возвращаешься обратно в таможню и предъявляешь чек. А для таможни чек не документ, и они начинают сами искать по интернету похожий товар. И без разницы, где они этот товар находят, начинают доказывать, что он стоит дороже. Информацию, как правило, берут на московских сайтах, где цены в два-три раза выше», — пояснил Алексей.
Если клиенту всё же удалось доказать, что стоимость товара не превышает 200 евро, в таможне на почтовой квитанции ставят разрешительную печать. Посылку выпускают за пределы области.
«Из-за этой потери времени клиенты начинают массового отказываться от своих заказов, так как привыкли получать посылки быстро или им надо получить товар срочно».
Если же таможню убедить не удалось и товар оценивается дороже 200 евро, приходится платить пошлину.
«Стоимость доставки из Калининграда в «большую Россию» за последнее время и так сильно выросла, — подчеркнул бизнесмен. — А когда говоришь покупателю, что надо ещё оплатить пошлину, у людей возникает шок. Они не понимают, почему надо ждать долго посылку и ещё и платить сверх цены. И пошлина немаленькая, превышает доставку в несколько раз. 15% выше 200 евро. Если товар стоит 25 000 рублей, пошлина 1 500, если 50 000 рублей — 4 500, а если 100 000, то 12 000 тысяч рублей. Но самое удивительное, что даже если и готов оплатить пошлину, бывают случаи, когда таможня не может принять плату. То не проходят платежи, то программа у них обновляется. А наличкой они не принимают. При оплате через сервис таможни взимается процент за перевод и есть ещё тариф за таможенное оформление!»
Алексей Андреев уточнил, что все эти мытарства не касаются так называемого эксперимента по беспошлинной торговле: «Либо товар до 200 евро, либо не принимают к отправке. И приходится идти отправлять через почту уже в статусе физического лица. Фактически мы действуем нелегально, но выхода нет. Отправить можно не чаще одного раза в пять дней. Если чаще, то у таможенников программа фактически блокирует отправление, даже если нужно уплатить пошлину. Приходиться ждать несколько дней».
По словам Алексея, все эти заморочки отбивают желание не только развивать бизнес, но и вообще работать с местными производителями: «Гораздо проще закупить товар в Китае, получить его здесь, растаможить и так же спокойно отправить в «большую Россию». А калининградские янтарщики пусть загибаются...»
В Калининградской области лишь одна транспортная компания участвует в эксперименте по беспошлинной торговле.