Калининградцы стали меньше ассоциировать себя с европейцами и больше опасаться возможности внешней агрессии в регион. Об этом рассказал научный сотрудник социологической лаборатории БФУ имени И. Канта Михаил Кришталь в эфире видеопроекта «Дом Советов».
По словам эксперта, если не обращать внимание на мнение населения, можно получить социальный конфликт. «Социология позволяет прогнозировать некоторые риски, — отметил Кришталь. — Мы ежегодно изучаем, какие проблемы наиболее актуальны для жителей Калининградской области и смотрим на это в динамике. Из года в год ключевые проблемы — цены, зарплаты, тарифы ЖКХ. На четвёртом месте обычно медицина.
После 2022 года мы наблюдаем, что проблема, которая практически всегда была неактуальной, стала актуальной — это возможность внешней агрессии.
В 2022 году эта угроза активизировалась, а в 2024 пошла чуть на спад. Сейчас к этому относятся не так спокойно, как до 2022 года, но спокойнее, чем в 2022-м. На первый план вышли вопросы, связанные с эксклавностью Калининградской области. Это проблемы транзита и перелётов в "большую Россию"».
По мнению Михаила Кришталя, опасения калининградцев относительно возможности внешней угрозы — это тоже следствие географического положения региона. Социологи постоянно изучают территориальную идентичность жителей Калининградской области.
«Несмотря на оторванность от России, у калининградцев очень сильно выражается общероссийская, общенациональная идентичность. Рост наблюдается с начала 2000 годов.
Но после 2022 года заметно снизилась общеевропейская идентичность.
Мы находимся в центре Европы, и чисто территориально, географически мы европейцы. Но, по всей видимости, население области уже вкладывает в это понятие не только географический аспект, а какой-то ценностно-идеологический, политический. И поэтому мы видим снижение европейской идентичности среди жителей области».
Михаил Кришталь опроверг устоявшееся мнение, что в регионе есть немало сторонников отделения от России. «На протяжении довольно долгого времени мы задавали вопрос, какой статус наиболее привлекателен для Калининградской области. Сразу скажу, что сепаратистские настроения у нас на уровне статистической погрешности. Сказать, что ноль, я, наверное, совру. Но не так, когда приезжаешь в «большую Россию» и спрашивают — ну, что, отделяться от нас не хотите?
Так вот точно скажу, что отделяться население не хочет.
Но есть момент, что очень популярен вариант региона с особым экономическим статусом. И это я могу интерпретировать, что это как раз следствие нашей эксклавности. То есть люди понимают, что у нас существует эта проблема, которая несёт социально-экономические издержки: рост цен, не самые высокие зарплаты из-за узости рынка сбыта. Конечно, нужно на более качественном уровне изучать, а что они понимают под особым экономическим статусом? Я могу только предположить, что какие-то экономические льготы», — отметил социолог.
Михаил Критшталь отдельно остановился на ситуации с наплывом туристов в Калининградскую область. Несмотря на раздражение, которое выплёскивают жители по этой проблеме в соцсетях, социологи не отмечают массового негатива.
«Отношение калининградцев к туристам мы не изучали. Но мы активно изучаем образы Калининградской области в восприятии жителей», — сказал эксперт.
По данным социологов, туристически привлекательный образ региона — один из самых популярных вариантов среди калининградцев.
«Сейчас туристическая привлекательность — это один из важнейших факторов удержания населения. Давайте честно, у нас с зарплатами не всё хорошо, с ценами не всё у нас хорошо.
Но туристическая привлекательность, историческое наследие, море — это такие точки притяжения, которые, во-первых, удерживают население.
У нас лишь незначительная часть населения хочет мигрировать, уехать из региона. И, во-вторых, это фактор миграции в Калининградскую область. Люди, когда рассказывают, почему они переехали в регион, реже упоминают высокие зарплаты и возможность карьерного роста. Они говорят: море, историческое наследие, климат. Раньше ещё был фактор возможности путешествий в страны Европы», — отметил Кришталь.
Калининградцы всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении упрощённого транзитного документа для проезда на автомобилях через Литву в «большую Россию».